Сына, который не имеет достоинств отца,
Называют «чужой», а не называют «сын».
(Рашид-ад-Дин Хзмадани).
Почтение к старшим у вайнахов
Сыну, говоря словами наших предков, надлежит украсить себя качествами своих благородных дедов, ибо говорят: «Благородный сын всегда берет пример со своего знаменитого отца». Вот почему в семьях до сих пор многие знают имя седьмого деда по отцу и по линии матери. Уважение к старшим, как одно из важнейших требовании нравственности, у чеченцев и ингушей признается высшим достоянием личности. Оговоримся сразу же. Отношение к старшим у всех народов мира является самым большим богатством. Здесь существуют целые институты этих отношений. Но у вайнахов такой институт имеет свои особенности, подходы и оценки. Они хорошо известны читателям. Остановимся лишь на некоторых из них.
В семьях чеченцев и ингушей с малых лет детей учат доверять старшим, внимательно относиться к их убеждениям, проявлять по отношению к ним вежливость, чуткость, скромность, деликатность.
У вайнахов принято заботиться о старших. Сыновья, возвращаясь вечером домой, прежде всего шли к старикам, чтобы справиться о здоровье, поговорить с ними, поделиться своими радостями и заботами. Сохраняется эта этическая норма и сегодня, особенно в селах.
«… Не только сын, дочь, но и все члены семьи, в том числе и внуки, проявляют заботу о стариках. Дети называют деда — «воккьа дада» («большой отец»), а бабушку чаще всего — «мама» («нана»), то есть «мать». Сестер отца, матери называют «деца», старшего брата отца — «воккъа ваша» («старший брат»), а младшего — «жима ваша» («младший брат»). Как правило, родители, а также дедушка, бабушка, младшие братья и сестры из уважения не называют первенца его настоящим именем, а дают какое-нибудь другое, ласкательное.
Не вставать при появлении стариков или же сесть без их настойчивого приглашения расценивалось и расценивается и сегодня как большой недостаток в воспитании, как нарушение этики. Дети порой могут ослушаться, не выполнить просьбу или требование отца, матери, и они, на худой конец, простят это. Но считалось и считается недопустимым, если они ослушаются, не выполнят ту или иную просьбу дедушки, бабушки, других старших родственников или соседей …
Существуют не только обязанности младших перед старшими, но и последних перед молодыми. При этом главное состоит в том, чтобы в семьях сыновней создавать и поддерживать атмосферу согласия, взаимопонимания. Прежде всего от старших требуется, чтобы он были внимательны, чутки и корректны в своих отношениях с невесткой. Особенно это касается свекра. Он всегда старается быть очень тактичным, деликатным в отношении к женам сыновей. Такой пример. Однажды невестка чем-то провинилась перед стариком, но он в ее присутствии, в назидание ей, бранил не ее, а свою собственную дочь. У вайнахов в таких случаях было принято говорит «Ала-йо1е, хаза — несе», («Говори дочери, чтобы понял сноха»).
Как следует из сказанного, старики в доме находятся на особом положении. «В этом доме всегда будет беркат (благополучие), — говорят вайнахи …» (Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. Грозный, 1992, с. 72) .
В песнях, легендах, сказках, пословицах и поговорка вайнахи восхваляли добрые взаимоотношения старших и детей, акцентировали внимание на их обязанностях друг перед другом. Так, пословицы гласят: «Отцовский долг сын платит» («Ден декхар к1анта д1атокху»), «Если отец поест, сын не насытится» («Дас йиъчча, кант ца вузу») «Когда отец умрет — цветок падает с сердца, когда мать — два» («Да велча цхьа зезаг дужу даг т1ера, нана елча -шиъ дужу»).
В своей книге «Чеченцы: обычаи, традиции, нравы» Ибрагим Алироев и Джамал Межидов, говоря об ответственности главы семьи, пишут: «Особенно корректно вел себя мужчина в доме. За трапезу садился один; с женой при людях вел себя сдержанно; не брал при посторонних ребенка на руки, даже в присутствии матери». Отдельные поступки, действия, наиболее полно отражающие требования народной этики, передавались из поколения в поколение, становились легендой.
Вот один из примеров. В период Кавказской войны был у Шамиля верный и опытный мюрид — наиб Талхик. После каждой битвы с царскими войсками обходил он все похороны сельчан, выражая соболезнования своим воинам — односельчанам, но у него самого, говорят, не было сына. И вот к сорока годам у него родился сын, который в пятнадцать лет стал участвовать в войне. В одной из стычек он был убит. На следующее утро Талхик объявляет похороны (тезет) и говорит, обращаясь к жене: «Жена, двадцать лет я ходил к своим односельчанам на похороны их детей, не имея от тебя ни одного бойца; сегодня я такой же горемыка, потерявший сына, как многие мои односельчане. И поэтому я горд сегодня, что смог за эти годы разделить с ними эту горькую участь. Крепись, жена, общее горе легче перенести, нежели личное». И стоял смелый наиб три дня, принимая соболезнования от односельчан по поводу гибели своего единственного сына…» ( Указ, работа, с. 57) .
Прекрасный знаток вайнахской этики, Алвади Шайхиев во многих своих произведениях сумел глубоко отразить заповедь родителей к детям, показывая уважительное их отношение к Отцу и матери. Одно из его стихотворений так называется — «Родители»:
Очень долго детство длится!
Стать бы взрослым поскорей:
Племя взрослых не боится
Ни отцов, ни матерей…
Вырос. Вот уж долг отца
Выполняю. Делом занят.
Сам себе — старшой, хозяин.
Но опять — не до конца.
Я толкую вот о чем:
Совершить случится промах –
Что там суд друзей, знакомых!
Не узнали б мать с отцом.
Другой поэт продолжает тему этики. Уверен, не потеряли своей актуальности слова Мумади Шамсаева, сказавшего:
Ты мать забыл —
Нет ничего печальней.
Ты всех забыл …
Ты для чего живешь?
(М. Шамсаев. Благодарность. Грозный, 1977, с. 23).
Уважение к матери и отцу — это священный долг каждого сына или дочери. Вайнахи говорят: «Дай наний реза ца хилча, дуьненан балех а, эхартан 1азапех а воккхур вац олу» («Если не будут довольны тобой отец и мать, то и в жизни и после смерти ты будешь наказан, проклят»). Отсюда родились и такие пословицы: «Хороший сын — сердце отца, плохой сын — горе отца», «Чем плохой сын — лучше хороший зять» и т.д.
В семьях вайнахов нормативная этика отношений к детям была определенной и строгой. В песне » Падение Дади-юрта» (Гудермесский район) мать одного из защитников аула, обращаясь к своему сыну, заклинает его самым святым заклинанием — «вскормившей белой грудью»:
Черный день наступил, родной мой сын:
Тройным кольцом окружен этот Дади-юрт,
Ты не разлеживайся, родной мой сын, —
Тяжко это утро для ревностных молодцов.
Девять месяцев года в утробе носив,
В этот прекрасный мир я тебя родила.
Как сытый сокол, от сна голову клоня,
За перекладину люльки локоть бросая,
Я тебя кормила белой грудью сытой пищей,
Как свиная кровь, запретной долей пусть она будет для тебя,
Если в этот день, когда село штурмуют,
Ты трусливым будешь!
(Чеченский фольклор. Грозный, 1959, с.187).
Верность матери, умение выполнить ее обещание перед народом хорошо отражены и в песне «Князь
Мусост и Сурхо, сын Ади». Мать Сурхо во имя зашиты родного села и его жителей готова отдать единственного сына. Она верит своему сыну и отдает сельским старшинам Ади Сурхо в заложники:
— Да умру я за тебя, мой маленький Сурхо!
Ты не разлеживайся, маленький мой Сурхо, —
Не такое утро для тебя настало, чтоб ты мог разлеживаться. —
Что случилось, что произошло, чтоб я не мог разлеживаться?
Ты скажи мне, моя родная мать. —
Тебя просили у меня те сельские старшины.
Я же отдала тебя тем сельским старшинам.
Если сладкую душу из груди они потребуют,
Ты, вытащив, отдай им сладкую душу из тела.
(Там же, с. 187)
У вайнахов сохранилась до сего дня этика взаимообращений супругов в присутствии старших. При посторонних муж и жена не называют друг друга по имени, а в разговоре с другими людьми говорят: ц1ен нана (мать семьи, хозяйка), берий нана (мать детей), а жена говори берий да (отец детей).
Любой тайп вайнахов устанавливал свои этические той в деле обращения к старшим. Особое место отводилось женщинам и подросткам. Так, если женщина встречала на своем пути старика, то обязательно, не доходя до него, оставляла грудного ребенка у обочины дороги, сама проходила мимо. Это — знак уважения к нему. Старик, подойдя к ребенку, обязательно развернет одежонку и посмотрит. Если девочка — то даст деньги, если же мальчик, — то положит рядом кинжал. Мать и отец, когда подрастал сын, на свадьбу обязательно приглашали этого старика.
И поныне широко распространены этические нормы, когда молодые люди при встрече со старшими любого возраста проявляют этикет. Они обращаются к ним со словами: «Пусть будет день вам добрым!», «Чем могу быть вам полезным?» и т.д. Это не просто слова. За ними следуют благородные действия. Особенно эта норма соблюдается в сельской местности.
Разве не прекрасный был обычай, когда при отце сыновья, а младшие дети — в присутствии старшего брата не садились? Или другое. Если на улице, в общественном месте стоят почтенные люди, проходивший мимо должен был обязательно с ними поздороваться, хотя они ему и не знакомы. А вот еще. Когда сидят молодые люди, а проходят старшие, сидящие должны встать в знак уважения и стоять, пока те не пройдут. У горцев Кавказа, в том числе и у чеченцев и ингушей, была нормативная этика, когда всадник через свое или чужое село не имел права, сидя в седле, проезжать. Эти и подобные правила многие молодые люди и сегодня считают нормой поведения. А те кто их игнорирует — теряют человеческое достоинство, позорят родителей, подрывают тайповые устои. Сегодня не все молодые люди почтительно относятся даже к отцу и матери, некоторые позволяют себе даже оскорбить их, унизить, проявить бездушие, жестокость и другие негативные действия.
В недалеком прошлом любой старик или просто старший по возрасту мог сделать замечание молодым за не правильное поведение. В этих случаях обычно спрашивали: «Чей ты сын?», «Почему позоришь родителей?». И это имело положительное воздействие. Каждый должен заботиться о возрождении исконной вайнахской этики. Тогда успех будет обеспечен.
Вот пример из жизни. Автор этих строк вместе с уважаемым человеком уступили дорогу идущей автомашине повороте. Сидящие в ней молодые люди преградив Дорогу, остановились на перекрестке. Один из нас сделал этим парням замечание о нарушении ими правил дорожного движения. В ответ — бурная реакция: как вы поучаете?! Но когда мой спутник: «Что вы позорите своих уважаемых родителей? Ведь вы выходцы из прекрасного тайпа!», И сделал еще несколько замечаний в этом роде, ребята тут же извинились и отъехали.
Мы должны помнить, что взаимодействие поколений, при котором происходит обогащение молодых социальным опытом, имеет место везде, где есть их представители. Передача этого опыта осуществляется на производстве, во время учебы и особенно в семье.
К сожалению, мы не всегда правильно оцениваем свои поступки, очень плохо знаем своих предков и их этику поведения, не стремимся ее наследовать и соблюдать. Отсюда и многие нарушения нравственных норм поведения.
Мы затронули здесь лишь основные проблемы этических принципов отношений к старшим. Живя в семье, находясь в общественных местах, вы каждый день соприкасаетесь с этими проблемами. И высшей честью для нас должно быть глубокое и доброе уважение к старшим. Не надо забывать, что каждый в свое время станет и пожилым, и стариком, и престарелым.
На память приходят замечательные строки Ямлихана Хасбулатова из его горской песни:
Душа может быть бездомной:
Ты память предков сохрани,
Чтоб мост над пропастью бездонной
Уметь построить, как они,
Чтоб так же выложить дорогу,
Чтоб в очаге огонь не гас,
Чтоб успевал ты на подмогу
В беду попавшим всякий раз …
(Высокое имя, Москва, 1986, с. 62) .
И прав был известный ингушский поэт Джемалдин Яндиев, когда писал:
Поднимитесь, старцы,
На мгновенье
Позабыв обычай горский свой, —
Новое приходит поколение,
Новой освещенное зарей,
Жизнь украсит добрыми делами,
Ваши продолжая в ней дела.
Гордыми взрастили вы их сами,
Крылья же им Родина дала.
Видите их гордое сознание Нужности своей в родных краях,
Солнечное видите сияние В ясных и влюбленных в мир глазах?
Знайте, что трудностей немало Встретить на пути они должны,
И на ваших ведь плечах лежала Честь, и слава, и судьба страны…
(Весенний зов, Москва, 1986, с.56)
Его же:
Есть четыре начальных слова, и каждый народ Их вручает юноше навечно беречь и любить:
Слово ЖИЗНЬ, потому что и он, будет время, умрет,
Слово СМЕРТЬ, потому что обязан он правильно жить,
Слово РОДИНА-
его продавать на базаре нельзя!
ИМЯ, данное матерью, пусть беспорочно несет…
Вот наследство, которое всем нам дается, друзья,
И отчета от нас вправе требовать будет народ.
(Там же, с. 42).
В поэме «В горах Чечни» (Грозный, 1977, с. 3) Арби Мамакаев тонко подметил:
Что знаем мы о старине,
О том, как жили наши деды?
Какие мудрые заветы
Они оставили Чечне!
Их научила мать-природа
Быть тверже неприступных гор.
Всего милее им свобода.
Всего страшнее им позор …
И пусть каждая мать может сказать словами Магомета Сулаева:
Сыночек мой, гордилась я тобой,
Хоть малой искрой ты казался людям,
А для меня ты был Казбек горой,
И солнышком моим, и светлым чудом …
Эди Исаев
народ ценящий прошлое полноценно живёт в настоящем и бессмертен в будущем!
Скажите ,пожалуйста кто такие вайнахи
Вайнахи-наш народ. Вайнахами считаются -Чеченцы и Ингуши.
Да, все верно. Но есть такое что некоторые старшие ( не мать и не отец) проявляют неуважение к младшим которым уже за 40 лет. Отец и мать младших не поддерживают и старший брат перегибает палку, ведет себя вызывающе…Как быть тогда? Эти традиции хороши когда старшие мудры и проявляют уважение к младшим. Если этого нет, то я младших лично призываю жестко ставить на место старших.