Миротворец из Махкеты. Слово о шейхе Юсуп-Хаджи — Нохчалла.com — Чечня, чеченцы, обычаи, традиции, история и многое другое
Личности

Миротворец из Махкеты. Слово о шейхе Юсуп-Хаджи

Поистине замечательная, богоугодная роль мусульманского духовенства в миротворческой деятельности среди нашего народа мало исследована. Между тем, следовало бы помнить поименно хотя бы тех, кто в этом особенно преуспевал, предотвращая сотни и тысячи ничем не оправданных смертей. 

Одним из прославившихся миротворцев на рубежах двух прошедших веков был шейх Юсуп – Хаджи из аула Махкеты.

Юсуп-Хаджи, по словам современников и многих, кто о нем наслышаны, был одним из самых ценимых Кунта-Хаджи Кишиевым мюридов, его любимым учеником.

 

Он родился и похоронен в селе Махкеты Веденского района.  Прожил долгую, удивительно насыщенную жизнь и жил, по утверждению родственников, около ста лет. Дата его рождения неизвестна, умер шейх в 1934 году.

Юсуп-Хаджи часто и долго, иногда неделями,  жил в доме великого аулия Кунта – Хаджи, постигал у него тайны тариката кадари.  Потом, вернувшись в село, рассказывал и проповедовал  услышанное. Так росло число мюридов великого суфия, поборника философии непротивления злу насилием, рассматривающего экологию природы и экологию человеческой души как единое целое.

Происходило это, вероятно, между 1859 и 1864 годами,  между датой добровольной сдачи в плен имама Шамиля и арестом Кунта-Хаджи и его брата Мовсара.  Члены семьи великого аулия после его ареста бывали  в доме у Юсуп-Хаджи в Махкеты.

Не известно, был ли молодой Юсуп-Хаджи среди тех, кто в декабре 1864 года двинулись безоружными в сторону Шали, омывая свои тела в ледяной воде реки Басс, чтобы попросить освобождения великого аулия. ( Среди последователей Кунта — Хаджи не было единодушия по части попытки освобождения его с оружием в руках. Победила  та часть, которая считала, что аулия под покровительством Всевышнего и все будет происходить по Его воле)

Безоружную толпу царские слуги тогда встретили шквальным огнем. Мюриды пошли тогда на штыки и батареи с обнаженными кинжалами. Сотни людей тогда полегло, в их числе женщины, переодетые в мужскую форму. Это сражение вошло в историю под названием «кинжальный бой».

Юсуп-Хаджи просто не мог не быть среди сотен своих восставших односельчан, но Всевышний сделал так, что его жизнь тогда не оборвалась. Потрясения тех дней, очевидно, на всю оставшуюся жизнь определили судьбу молодого человека, который посвятил себя продолжению тариката любимого устаза.

Дела Юсуп-Хаджи остались в памяти многих людей. Его современников, разумеется, уже нет среди нас, но многие потомки и сегодня помнят его удивительные дела и поступки, свидетельствующие о том, что это был поистине замечательным человеком, озабоченным прежде всего тем, чтобы между всеми людьми  царили мир  и взаимопонимание, чтобы люди переставали убивать друг друга в слепой и жестокой кровной мести.

О Юсуп-Хаджи знали далеко за пределами Махкеты. Его приглашали люди из других районов, когда своими силами примирять враждующих не удавалось.

 

Рассказ первый.

В горах Шатоя убили человека по неосторожности. Брат убитого был человеком крутого нрава, он  поклялся уничтожить весь род убийцы. К его дому приходили старики-миротворцы, но он никого не впускал. Родственники того, кто совершил убийство по неосторожности, готовились покинуть село, уйти навсегда в неведомую чужбину.  Тогда люди позвали на помощь Юсуп-Хаджи.

Брат убитого каким-то образом узнал, что к нему домой должен придти знаменитый миротворец, шейх Юсуп-Хаджи из Махкеты и решил спрятаться в лесу, в пещере. Но Юсуп-Хаджи это узнал и направился прямо к пещере. Увидев приближающегося шейха, тот выскочил из пещеры, побежал вперед и провел палкой по земле черту. Крикнул, что тот, кто пересечет эту черту, будет сразу же застрелен! Отошел и держал ружье на прицеле.

С Юсуп-Хаджи были сопровождающие, в их числе местный мулла Ума-Хаджи. Никто не осмеливался перейти черту, а Юсуп-Хаджи ее тут же пересек со словами: «Лучше убей меня, чем невинного!»

Ружье того опустилось, а с глаз его потекли слезы. Он обнялся с Юсуп-Хаджи и сказал: «Я сам готов умереть за того, кто искренне совершает свои дела ради Аллаха, не останавливаясь даже перед угрозой смерти! Я прощаю всех. Нет на них крови моего брата!»

 

В условиях, когда не было четко работающей судебно-следственной системы, а о справедливости оставалось только мечтать, все вопросы решались методами народной дипломатии и в этом процессе во всех аулах и обществах были свои признанные религиозные авторитеты. Но иногда возникали крайне запутанные, сложные, тупиковые ситуации, и именно в таких случаях приходили на помощь признанные святые. Одним из них, безусловно, был Юсуп-Хаджи.

 

Рассказ второй.

Женщина провалилась в пропасть. Ее истерзанное зверьми тело нашли через несколько суток. У ее родственников не было сомнения – происшедшее – дело рук их давнишних врагов. Люди из двух тейпов начали готовиться к войне до полного истребления друг друга. Положение осложнялось тем, что не было свидетелей смерти женщины. «Она не маленькая, не ребенок, не первый раз ходила по тем местам, не могла она сама провалиться!» — рассуждали родственники.

Появились посредники, которые отговаривали старейшин обеих родов от бессмысленного кровопролития. Те, которых обвиняли в гибели женщины, готовы были принести клятву на Коране о своей непричастности к трагедии. Но многолетняя взаимная вражда ослепила людей, и вот-вот должна была начаться резня.

Тогда отправились за Юсуп — Хаджи. Придя в аул, шейх попросил отвести его на кладбище к могиле погибшей. Сказал, что он эту ночь проведет рядом с могилой.

Утром следующего дня люди с нетерпением ждали возвращения шейха с кладбища. Вернувшись, он собрал весь аул и заявил:

— Я разговаривал прошедшей ночью с погибшей. Она мне сказала, что провалилась по неосторожности, погнавшись за теленком. Она еще сказала, что земля не примет всех много лет враждующих, если они сегодня же не обнимутся и не простят друг друга!

Говорят, жители аула обнимались и плакали весь день. Все всем прощали малые и большие обиды, резали скот и раздавали друг другу мясо, клялись больше не ссориться.

 

Суфии всегда подходили к Священным Писаниям творчески, не застревая  на букве,  догмах. Для них всегда был важен результат, ибо существует императивная установка: «По вашим намерениям судимы будете!» Суфии умели брать на себя ответственность там, где это было необходимо, где это избавляло людей от ничем не оправданных страданий и бед.

 

Рассказ третий.

Передралась горячая молодежь. В драке погиб юноша – сирота, у которого не было ни отца, ни матери, которого вырастили родственники. Родственники, естественно, объявили кровную месть убийце, который к тому же оказался близким другом убитого.

Нелепая смерть юноши ввергла весь аул в глубокий траур. Но не меньше тревоги вызывала и кровная месть, объявленная другу убитого, который совершил это по неосторожности.

Аул предпринимал  много усилий, чтобы примирить кровников, но им это не удавалось. Ситуация усугублялась тем, что простить убийцу по шариату может отец, и только при отсутствии отца – близкие родственники по отцу. А родственники на такое упорно не шли, полагали, что их позже начнут упрекать, что, мол, простили убийцу, потому что он убил не их родного сына…

Поняв, что своими силами примирения не добиться, отправили делегацию в Махкеты за  Юсуп – Хаджи. Тот, изучив ситуацию, спросил, сколько лет было убитому и как его звали? Получив ответ, шейх попросил собрать в мечети общественность аула.

Собравшиеся с нескрываемым волнением ожидали, что же им скажет Юсуп – Хаджи. А шейх заявил, что семнадцать лет назад он остановился в доме отца убитого, когда были еще живы его родители. Когда ему сильно понравился малыш, его отец заявил: ну что — ж, он твой. Ты его отец… Так вот, по праву отца  убитого, я  прощаю его убийцу и всех его родственников! А если кто сомневается в моих словах, то с ним мы встретимся в Судный день!

Конфликт, грозящий перейти в кровопролитие, был разрешен.

 

Если обычному верующему достаточно быть в шариате и добросовестно исполнять все требования фарз  и сунны (обязательное и рекомендуемое) для мусульман, то суфиям этого явно не достаточно. Они объявляют весь свой сознательный жизненный путь – путем к Богу – что и означает тарикат. Вступив на тарикат, мюрид идет той дорогой, на который его выводит устаз – учитель, духовный наставник. Поэтому по делам мюрида судили и об устазе.

Мюриды Кунта-Хаджи, некоторые из которых сами позже становились шейхами, не соблазнялись подачкам. Не хотели жить за счет труда других, напротив, сами помогали чем могли обездоленным. В ранг священных религиозных обрядов были отнесены работы по расчистке родников, сооружению и ремонту мостов, дорог, мечетей, уход за кладбищами, другие необходимые общественные работы. Подлинные шейхи не позволяли людям даже  помогать себе на прополке кукурузы или заготовке сена. Все, что добыто чужим трудом, они считал непригодным для потребления. Возможно, позже эти принципы  соблюдались не столь тщательно, когда царская власть за лояльность стала наделять некоторую часть духовенства земляными наделами, прочим земным благами. Те же традиции сохраняли и коммунисты при советской власти, когда  их отпрысков направляли не только на учебу в духовные учебные заведения, но и в школы КГБ.  К Юсуп-Хаджи и его потомкам такие «странности» не относятся. Самым страшным грехом Юсуп-Хаджи, который до последнего дня сохранял исключительную ясность ума, открыто называл доносительство, лакейство, лизоблюдство, прислуживание власти  и от большевистского произвола его спас только глубоко старческий возраст. Он предупреждал людей о грядущих страшных бедах для народа и призывал сохранять стойкость, силу духа и никогда не терять веру во Всевышнего Аллаха, свят Он и велик, ибо Всевышний воздает намного больше тем, кто стойко выдерживает Его испытания.

 

Рассказ четвертый

Однажды Юсуп-Хаджи остановился в гостях у приятелей в ауле Борзой. Спросил, не умер ли кто в ближайшее время. Хозяин ответил, что умер плохой человек, которому не было дела до чужих похорон в ауле, никогда не ходил на тезет, поэтому  и он не пошел на его тезет.  Юсуп-Хаджи промолчал. Но хозяину было интересно знать, что шейх думает по поводу его поступка.  Он продолжил: 

— Покойник никогда не подавал милостыню, в общественных делах не участвовал, вел очень замкнутый образ жизни!

Юсуп-Хаджи и на этот раз ничего не ответил, словно задумался над чем-то. А хозяин опять продолжил:

— Был он лживым, редко правду говорил, а если подвернется, мог и скотину чужую затащить в сарай. Он не брезгал ничем. Вот поэтому я и не пошел на его похороны…

После того, как хозяин в третий раз пожаловался на покойника, Юсуп-Хаджи ответил:

— Ты очень плохо сделал, что не пошел на тезет, очень плохо сделал! – дважды подчеркнул шейх, — потому что у Аллаха, свят Он  велик, надо просить не столько за хорошего, сколько за плохого! Хорошего Всевышнй и сам простит. А вот если мы в своих просьбах и молитвах спасем плохого, если Всевышний услышит наши молитвы, если получим мы ответ от Него и обрадуем своего устаза —  то что может быть прекраснее и важнее этого? Ведь люди плохими не рождаются, их плохим делает тяжелая жизнь. К людям мусульмане всегда должны относиться с милосердием, даже если это – люди другой веры. Все сотворены Всевышним Аллахом, свят Он и велик, и все – его любимые дети!

С тех пор хозяин не пропускал ни один тезет.

 

Почему в суфийской практике ученику нужен учитель? Почему многие знания обязательно нужно передавать из уст в уста? Почему веками сохраняется преемственность практики духовного просвещения, столь высоко ценится такая преемственность (силсил)? Очевидно, потому что Откровения Бога – (Тора, Евангелие, Коран) – это основа религии монотеизма (единобожия, тавхида), но жизнь многогранна, сложна, она в развитии. При этом ислам получает распространение во многих этнических средах, имеющих свои традиционные представления о добре и зле, о святом и низком. Поэтому нужны духовные наставники, имеющие божий дар применять Откровения к конкретным условиям, ситуациям, в их числе к тем, которые кажутся тупиковыми. Это было совершенно актуально и необходимо в недавнем прошлом в Нахистане, с его низким уровнем образования. Поэтому понятно, почему наши отцы и деды столь высоко ценили устазов, нередко обожествляли их.

 

Рассказ пятый. (Возможно, мифологизированный)

Юсуп-Хаджи был арестован и вывезен в Москву. Его бросили в тюрьму, вскоре начал допрашивать.

— Ты, говорят, разговариваешь с самим Богом! Это ты сам выдумал, или люди пустили такой слух? – спрашивал офицер. Юсуп-Хадж молчал.

— Ты, говорят, разговариваешь с мертвыми и предсказываешь будущее, это правда?

Юсуп-Хаджи опять молчал.

— Ты почему со мной не разговариваешь? Ты ведь знаешь, что я могу приказать расстрелять тебя! – вышел из себя офицер, на что Юсуп-Хаджи ответил:

— Ты это не сможешь сделать.

— Почему же?!

— Потому что меня ждет Сталин.

Не успел офицер удивиться этим словам, как вошел полковник, забрал Юсуп-Хаджи и  увел его к Сталину. Сталин вежливо поздоровался и усадил шейха рядом с собой. Спросил, что он думает о нем, о Сталине. Юсуп-Хаджи ответил:

— Я думаю о тебе хорошо.

— Почему же хорошо, ведь мои люди тебя арестовали? – удивленно спросил Сталин.

— Человек на твоем месте не может быть добреньким, — ответил шейх, — у тебя слишком большая страна и еще больше врагов. Если ты будешь слабым, будет хаос в стране и это обернется для народа большими бедами.

— Но ведь я приказываю убивать людей…

— Кукуруза не вырастит, если не делать прополку и не уничтожать сорняки, — ответил шейх.

— Но ведь меня люди боятся!

— Боятся те, кому есть за что бояться. А бедные люди, честно зарабатывающие свой хлеб – с тобой.

— Но ведь наша партия против Бога! – привел Сталин еще один аргумент.

— Партия, возможно, против, но ты всегда верил и веришь в Бога! – смело ответил шейх.

— Откуда же ты это знаешь? – еще больше удивился Сталин. – Ты что, слышал мои молитвы, видел, что я хожу в церковь?

— Твоя вера не показная, она в душе твоей, а это – самая сильная вера, самая угодная Богу.

— Ты же мусульманин, как ты так хорошо можешь говорить о христианине? – с каждым разом все больше удивлялся Сталин.

— Бог един, все люди – братья, — ответил Юсуп-Хаджи. – Чеченцы переживут четырнадцать страшных бед и после этого Бог поручит им объединить всех людей земли в единой исламской умме. Для этого у нас есть тайна, спрятанная в горах.

— Что же это за тайна? – спросил Сталин у шейха.

— Еще не время ее раскрывать, — ответил шейх и Сталин не стал его допытывать.

После этой встречи Сталин дал шейху подписанную своей рукой бумагу, согласно которому он мог ехать бесплатно на любом транспорте, питаться в любой столовой, а все государственные люди должны был помогать ему в любом вопросе. Так он вернулся после ареста на родину.

 

Невероятная полоса испытаний выпала на долю исламских алимов, устазов в годы революции и сталинских репрессий. То заигрывая с религиозными авторитетами, когда им это было нужно, то арестовывая и подвергая казням, большевики издевались над ними как хотели. Кое-кто, очевидно, ломался, становился их агентом и добровольно выполнял специфические задания (их потомки в последующем у чекистов были в особой чести), но абсолютное большинство из числа духовенства были несгибаемы. Разумеется, все жаждали мира и справедливости, но в нашей стране эти понятия всегда были лишь надеждой.

 

 

Рассказ шестой.

Юсуп-Хаджи в сопровождении своих мюридов шел по горам и увидел лежащего под кустом молодого пастуха. Над его головой поднимался густой дым, он курил. Шейх с мюридами подошли к нему и юноша вскочил, бросил цигарку, был сильно растерян, начал оправдываться:

— Иногда, когда устаю, ложусь спать. А курю, потому что слышал, что дым отпугивает змей, пауков, всякую нечисть…

— А ты знаешь, — сказал Юсуп-Хаджи, что тот табак, который ты куришь и сушит твой мозг, намного опаснее змей, пауков и другой нечисти?

— Даю слово, что я с этой минуты никогда не дотронусь до этой гадости! – клялся юноша.

— А я верю, — ответил шейх. – Но ты прости нас, что мы подошли  и нарушили твой отдых. Если бы мы не подошли, то на том свете ты упрекнул бы нас: «Раз вы так хорошо знали о вреде табака, почему не сказали об этом в земном мире, я бы бросил курить…»

Юноша прослезился, когда узнал, что с ним беседовал сам Юсуп-Хаджи. С тех пор он стал его преданным мюридом.

Святых  Нахистана  всегда волновал вопрос нравственности общества, особенно молодежи. Они знали, что в молодом возрасте проще всего сбить человека с правильной дороги, приучить его к таким пагубным привычкам, как пьянство и курение. Поэтому таких насчитывалось либо единицы, либо их не было вовсе. Считалось позором для села иметь хотя бы одного пьяницу. А за курящего табак ни одна приличная семья не выдавала замуж свою дочь или сестру. Поэтому, рассказывают, что во времена Юсуп – Хаджи, это около ста лет,  ни один человек в селе Махкеты не был замечен, чтобы он выпил спиртное или взял в зубы сигарету. Между тейпами и фамилиями не было вражды, все жили как братья и сестры. А если в село приезжал дальний гость, то его провожали всем селом с кучей подарков. Сироты были общими, потому что все село проявляло о них заботу. Общими были и такие вопросы, как постройка дома для молодой семьи, заготовка дров и сена для больных и хилых методом белхи (коллективная взаимопомощь). Всей этой деятельности придавалась религиозная форма, ставили их не только вровень, но и выше религиозных обрядов. Юсуп –Хаджи учил: Аллах, свят Он и велик, может вам простить то, что вы не делаете ради Него (молитвы, посты), но не простит того, что вы не делаете ради своих братьев и сестер.

Тем, у кого не было возможности совершить хадж в Мекку, он говорил: а вы навестите больного человека в постели, или соедините мать с ребенком, или сумейте примирить враждующих, и это Всевышний вам зачтет как хадж!

 

Рассказ седьмой.

Тяжело больная старушка из аула, в котором Юсуп-Хаджи еще ни разу не был, очень хотела увидеть его перед смертью. За шейхом отправилась делегация и вскоре они все вместе были в доме у больной.

Посидев некоторое время рядом с ней, шейх сказал:

— Сестра моя, все мы смертны и твоя смерь будет легкой. Но от этой болезни ты не умрешь, ты поправишься и еще долго будешь жить. За это время не станет некоторых из нас, которые пришли тебя навестить. Ничего не бойся, твое место в раю…

Старушка действительно поправилась и прожила еще много лет. За это время умерли двое из тех, кто ее в тот день навещали.

 

Человеку, обществу необходима духовная опора. Нужна уверенность, что у них есть сила, к которой можно обратиться в случае необходимости. В этом смысле в условиях слабости или отсутствия строгой государственной системы, исламские устазы выполняли функции многих государственных органов, они вынуждены были становиться не только духовными пастырями, но и судьями, учеными, врачами, наставниками и советчиками в самом широком плане. Считалось счастьем иметь в своем селе такого святого человека. Юсуп – Хаджи, без всякого сомнения, был именно таковым не только для своего села, но и, в любом случае, для Веденского и Шатойского районов в конце Х1Х и в первой трети ХХ веков.

 

Рассказ восьмой

Один председатель сельсовета довел жителей до крайнего негодования. Он доносил на всех, кто ему почему-то не нравился, и эти люди исчезали бесследно. Односельчане решили убить негодяя, но перед этим все же решили посоветоваться с Юсуп-Хаджи. Выслушав делегацию внимательно, шейх сказал:

— Не надо его убивать, не берите на себя страшный грех. Скоро всех этих начальников самих заберут туда, куда они отправляли невинных. Но участь их на том свете будет незавидной в отличие от тех, кто ими загублены.

Через короткое время так и случилось. Всех этих председателей-стукачей поголовно арестовали и обратно они никогда не вернулись.

 

Юсуп – Хаджи говорил о стукачестве как о страшном грехе. Именно стукачество, доносительство было страшным бичом в горах Чечни как и везде в стране в эпоху чекистов. Люди часто доносили не на врагов революции или недовольных властью, а на личных врагов. А характер и методы работы большевиков и чекистов были такими, что не ссориться, оставаться в мире и согласии было практически невозможно. Можно с уверенностью сказать, что именно в результате установления и укрепления советской власти чеченцы впервые столкнулись с признаками гражданской войны, чего раньше в истории никогда не было. В этих условиях роль и значение исламских устазов и шейхов возрастала неимоверно, и именно поэтому практически все они в тридцатых годах были уничтожены, за исключением тех, кто согласились активно сотрудничать. Их, как известно, и в 1944 году вывозили не в скотских вагонах, а в пассажирских, с чаем с сахаром.

 

Рассказ девятый

К Юсуп-Хаджи привели юную испуганную девушку. В страхе она зажала кулаки и уже несколько месяцев не могла их разжать. Она не позволяла никому дотрагиваться до себя.

Подойдя к девушке, шейх заглянул ей в глаза и сказал:

— Бедняжка, как ты устала, до чего ты себя довела! Ты же умная, трудолюбивая, ты же хочешь работать этим руками. Хочешь, я же знаю. Ну — ка дай мне эту руку. Чувствуешь тепло моего дыхания? А теперь разомкни. Вот так. Теперь дай вторую руку. И ее смело разомкни. Вот так. И ничего не бойся.  Повтори за мной: «Лаилаха илала, Мохьамада расурулла…». Вот так. Молодец. Говори это или другие священные слова каждый раз, когда тебя что-то будет волновать.

С того дня, говорят, девушка полностью поправилась.

 

Заслуги суфийских шейхов и устазов в недавнем прошлом нашего народа невозможно переоценить. Они были крайне востребованы, цементировали общество, поддерживали высочайший уровень духовности. Сегодня, когда фундаменталисты говорят, что люди превращали их в богов, что по исламу иметь посредников между Богом и человеком – тягчайший грех, забывают о том, что эти шейхи и устазы и не стремились быть посредниками. А если верные мюриды и сторонниками возводили на их могилах мавзолеи (зераты) и делали их местами поклонения, так это часть нашей истории, которую ни в коем случае нельзя стремиться зачеркивать или признавать ошибочной. Другое дело, если бы сегодня на высоте своего уровня образованности мы стремились кого-то обожествлять. Сегодня мы можем (а тогда не могли) глубоко вникать в философию ислама, в понятия метафизики и трансцендентности. Поэтому те сторонники «чистого ислама», которые стремятся смешать с грязью суфиев, должны понимать, что они работают на западных провокаторов, извлекающих политические дивиденды из противопоставления традиционных и ваххабитских религиозных убеждений. И суфии, и сторонники «чистого ислама» по своей религиозной сути братья, но только до тех пор, пока кто-то не начинает смотреть на своего оппонента через автоматный прицел. Те, кто берут первыми в руки оружие якобы за чистоту веры – в любом случае работают против своего народа, ибо нет ничего страшнее и греховнее чем пролитие крови мусульман. Нет ничего страшнее гражданской войны между мусульманами, какими бы благородными мотивами эту войну не пытались оправдать. В этом однозначном постулате – сила и бессмертие суфиев, сторонников Кунта –Хаджи. Это завещание оставлено нам и нашими современниками Абузаром Айдамировым и Ахмат – Хаджи Кадыровым.

 

Рассказ десятый

Передрались два тейпа из-за женщины. С одной стороны убили двоих, с другой – троих. Все село пришло в движение, чтобы примирить кровников. Но кровники не шли навстречу.  И тогда решили обратиться за помощью к Юсуп-Хаджи.

Слезно просил шейх враждующих примириться. И это был единственный случай, когда люди не ответили на просьбу великому миротворцу.

Уходя раздосадованным и расстроенным, шейх сказал:

— Упаси нас Всевышний от горя, которое скоро придет в эти дворы…

Менее чем через месяц, говорят, в эти дворы принесли еще семь трупов…

 

 

Из учения Юсуп-Хаджи:

— Самый страшный враг человека – алчность. Не дайте этому врагу победить себя. Помните, что Иблис сделал так, что человеческую алчность утолит только земля в могиле, когда она войдет в глазницы и ноздри вашего черепа. Вы победите Иблиса только укротив свою алчность!

 

— Не выставляйте напоказ свою набожность. Религиозные обряды вы совершаете для своих душ. Доказывайте, что вы мусульмане, своими добрыми делами. Начинайте каждый день с мыслями о том, какое бы доброе, хорошее дело для людей совершить сегодня? Об этом же подумает и Всевышний по отношению к вам.

 

— Аллах, свят Он и велик, простит вам то, что вы не делаете для Него (молитвы, посты, другие обряды и процедуры). Но не простит тех добрых дел, которые вы могли совершить и не совершили для нуждающихся.

 

— Воссоединение семьи, возвращение ребенка матери, примирение враждующих, посещение тяжело больных, успокоение их душ теплыми словам надежды и другие такие добрые дела приравниваются по своей ценности к хаджу в Мекку!

 

—  Стремление возвыситься над людьми накоплением богатств – грех, если этими богатствами не стремиться помогать людям. Аллах, свят Он и велик, дает человеку богатства для испытания. И нет еще на земле случая, чтобы неправедными путями добытые богатства делали людей счастливыми. Напротив, счастливы всегда  те, кто отдают.

 

— Одни накапливают для себя, другие для Иблиса. Для себя накапливают те, кто отдают. Для Иблиса – те, кто копят, чтобы возвыситься над людьми.

 

— Лень, безделье – такой же грех, как  кража, ибо вы крадете то, что могли бы произвести трудом у своей семьи, у всех, кто нуждается. Бог дает вам здоровья и силы как залог, чтобы вы ответили добром. Расточая этот залог бесцельно, вы совершаете тяжкий грех, за который отвечать в Судный День прежде всего!

 

Пророчества и назидания Юсуп-Хаджи:

Власть советов кончится, в долинах после него останется много добра, которое люди будут хватать, обогащаться на нем.  Но упаси нас Бог от этих богатств.

 

Будет много попыток проложить прямую дорогу из Чечни в Грузию. Но только тогда, когда дорога будет проложена и по ней свободно будет проезжать по многим полосам техника, в наш край придет подлинное процветание.

 

Чеченцы и ингуши не знают своих корней. Но когда они о них узнают, они будут относиться друг к другу как к пророкам.  И настанет время, когда люди будут останавливаться и смотреть в след вайнахам, восторгаясь ими, радуясь таким встречам.

 

Железная дорога не пойдет выше шалинской долины.

 

Я вижу стены домов, которые разговаривают, поют, пляшут, смеются. Этих стен не надо бояться, когда в них начнутся появляться мечети и звучать ясин.

 

Иблис уйдет из Чечни, когда люди будут соревноваться не в богатстве, а в  делах, угодных Всевышнему.

 

Чеченцы разъедутся по всему миру, но вернутся обратно, когда узнают что спрятано в этих горах. (- Здесь лежит золото? – спросили у шейха. Юсуп-Хаджи ответил: — Золото – комки глины, а здесь лежит то, что ни за какие деньги нельзя купить – душа народа!»

 

У чеченцев было много врагов, но ни одному из них мы не покорились. Осталось победить самого безжалостного, коварного и трусливого врага, который внутри нас, который говорит, что он чеченец и никак не дождется часа унизить дух подлинных чеченцев, возрадоваться их бесславной гибелью.

 

Реки измельчают. Леса поредеют. Зверей останется совсем мало, а оставшиеся станут ручными, они не будут бояться людей. Среди лесов  возникнут большие высокие дома.   В этих горах будут находить исцеление многие люди со всех углов мира.

 

За воздух в этих горах будут платить деньги.

 

Скоро придет время, когда живые чеченцы будут завидовать мертвым. Но придет и такое время, когда потомки будут говорить, что отдали бы полжизни, чтобы оживить своих предков на один день! (Когда же придет страшное время? – спросили у Юсуп-Хаджи. Тот ответил: — Не успеет почернеть камень над моей могилой).

 

Временами власть будет переходить в руки ничтожеств. (Кто же эти ничтожества? – спросили у шейха. Шейх ответил: — Те, которые не мужья своим женам и не отцы своим дочерям).

 

Будут появляться лжеписания (харц жайнеш) и лжемуллы. (Как же их распознавать? – спросили у шейха. Юсуп – Хаджи ответил; — Они будут ссорить людей и унижать достоинство чеченцев в угоду Иблису).

 

В нашем ауле будут появляться люди, которые будут наделены Богом даром целительства и предвидения. Слава о них на стороне будет намного сильнее и ярче, чем в самом ауле.

 

Наше самое ценное богатство – в воде. Вода не перестанет молиться Всевышнему даже тогда, когда это перестанут делать все, все живое и неживое.

 

Вода умеет разговаривать. Когда-то появятся люди, которые научатся понимать язык воды. И тогда все люди будут поклоняться одному Всевышнему Аллаху, свят Он и велик.

 

Вот эта гора – указал Юсуп-Хаджи на гору, который сейчас дробят на  цемент, — скоро будет превращена в пыль и дым.  Это ощутят на себя все жители близлежащих сел – Дуба-Юрт, Чишки, Атаги, Чечана…

 

Не трогайте русских. От них будут и страшные беды и неожиданное добро. Чиста дорога, по которой идет подлинный русский человек. Но беды от тех, кто называют себя русскими,  смертельно  ненавидя русских и другие народы, которые живут вместе с ними.

 

Заключение

Над могилой святого Юсуп – Хаджи не сооружен мавзолей, как он и просил. Но тропинка к нему не зарастает. Дух правды и добра, любви и мира, которые исходят от этого именитого суфия, особенно актуален сегодня, когда законы рыночного общества превозносят мир материальный, деньги, а носителей идеологии высокой духовности в лучшем случае считают чудаками.

Можем ли мы сегодня, когда так называемые бездуховные рыночные существа все больше заполняют  весь мир, когда так называемая западная цивилизация (контрцивилизация) поедает души наших детей агрессивным гедонизмом,  когда «светлые умы» открыто говорят о том, что человечество – ошибка эволюции и всех людей надо уничтожать, говорить о том, что почитание своих шейхов, устазов, эвлия, этих стражей высочайшей духовности и нравственности является отклонением от требований священного Корана?  Такое может говорить лишь злодей, невежда, замкнувшийся в догме, обделенный Всевышним даром творческого осмысления Его Откровений. Речь не идет, разумеется, об обожествлении кого бы то ни было из смертных. Но дух народа крепок только через связь времен, когда под этой духовностью — прочный исторический фундамент. Его и заложили как величайшие пророки прошлого – хурриты, наши прямые предки, так и духовные лидеры всех последующих эпох.

 

 

Саид – Хамзат Нунуев.

Член Союза Писателей СССР, РФ. К.и.н.

2 комментария

Оставить комментарий