В чеченской культуре женщина — исток всех нравственных начал. Существует популярное выражение у чеченцев «Ненан мотт» (материнский язык). Оно охватывает весь комплекс этики, принципы нравственного поведения и представления о человечности и добре, которые должны переселиться от матери в детскую душу.
«Однажды у знаменитого человека спросили, какими такими свойствами он обладает, что столь прославился. Этот мужчина ответил, что ничего особого за собой не замечал. Вот только уважает его жена. А потому и вся семья. Уважение в семье вызвало такое же отношение односельчан. Уважение с их стороны определило уважение всей страны».
Приведенное предание — не просто мо-рализированный фольклор. Это исконный институт чеченского общества — приоритет женского начала. «Поэтому во вновь построенный дом первой положено входить хозяйке, которая затем приглашает войти супруга.
В богатом женскими персонажами чеченском фольклоре почти не встречается образ злой колдуньи или безобразной старухи, зато много места отдано женщине-матери и сестре.
У чеченцев есть сентенция: «Нет мужчины, который исправил бы женщину. Но многие женщины из недостойных мужчин делают достойных».
В чеченском институте кровной мести посягательство на жизнь и честь женщины оценивается «двойной кровью».
В старину считалось, что потеря семейной или родовой чести начинается с женщины, а древнее брачное правило гласило: «Ищи сыну семя (т.е. породу) «. Иначе говоря, в будущей матери должны быть те качества, которые перейдут к детям. Эта же мысль сосредоточена в упомянутом выражении » Ненан мотт».
В чем же состоит логика ментальности чеченцев, и какая роль в ней отводится женщине?
По мнению специалиста вайнахской этнографии Я. Чеснова, чеченское общество исторически всегда было поляризовано на мужскую и женскую части. Женский полюс означал природу, а мужской — культуру. «Разведение женского и мужского полюсов по оппозиции природа-культура — доказывается житейскими наблюдениями. Почему у чеченцев оппозиция природа-культура не только созерцаемое явление, а фактор социальности, причем выводимый скорее из полюса природы, чем культуры? Ответ может быть очень сложным и в то же время простым: этика жизни здесь является предпосылкой социальных норм, и эта этика жизни порождена женщиной».
Корни чеченской нравственности восходят от женщины, и это делает ее особо ответственной за свой внешний вид и поведение.
Первейшее требование в идеале женской красоты чеченки — это умение ходить («Лела хаар»). Как в прямом (походка), так и в переносном смысле (умение вести себя). Сам термин «Лела хаар» в своем исходном моменте относится к женскому качеству.
Внешний облик человека, стать, жесты, выражения, физические пропорции — все это оценивается термином «Куц», который обычно употребляется со словом «Кеп» (форма, вместилище чего-либо).
Этика жизни чеченцев обращена в первую очередь к человеку. Это сказывается на его облике, и сам внешний вид человека становится не только этикетен, но и этичен, т. е. происходит как бы соматизация этики. Причем такая тенденция особенно ярко выражена в женском восприятии. Именно женщины склонны толковать «Г1иллакх» как внешний, этикет, «Оьзда» — как чистоплотность в ее физическом и нравственном смысле.
Отталкиваясь от этих строгих норм, можно сделать вывод, что в системе чеченского менталитета моделирование этикетного облика мужчины выступает концептуально вторичным по отношению к женскому полюсу, где более всего выражена этикетных и этических требовании.
Идея человеческого облика как формы, наполненной соответствующим содержанием, идея хранилища, сосуда тоже связана с представлением о женщине. «Мой глаз наполнился тобой», — это формула объяснения чеченцев в любви тоже полна генеративного смысла».
Логика чеченского менталитета, представив женское начало как природу, а мужское как культуру, пошла дальше. Так, в языке не сохранилось единственного числа, однокоренного слову девушка. Во множественном числе это слово передается термином «Мехкарий», буквальный смысл которого «девушки страны». Страна, территория — важнейшая сторона среды обитания людей, природы. Для чеченского менталитета она осмыслена в женской символике.
С первых своих лет, еще в младенческом возрасте, женщина несла благословение семье и миру.
Самая жестокая схватка прекращалась, как только среди сражавшихся появлялась женщина. Стоило потенциальной жертве кровной мести прикоснуться к подолу любой женщины, как оружие тотчас пряталось, так как он оказывался под ее защитой.
Величайшим позором считается непочитание матери и ее родственников. «Для зятя почитание родственников жены без божественного суда открывало врата Рая».
У чеченцев женщины по степени почитания подразделяются на три категории. Первая — это «Ц1ен нана» (хозяйка огня) — мать. Самым страшным проклятием считается пожелание, чтобы потух в твоем доме огонь. (Здесь ощущаются и отголоски почитания подвига Прометея.)
Мать у чеченцев произносит слова прощания перед уходом на войну или в опасный поход.
Вторая категория — это разведенная женщина или вдова.
И, наконец, третья категория — «Мехкарий» находится на особом положении, так как считается, что такие женщины наделены сакральной силой, обеспечивающей благополучие поколения. Сейчас термин «Мехкарий» применяется по отношению ко всем девушкам, а раньше таковыми считались только рожденные первыми. По описанию С.-М. Хасиева, «внешне принадлежность женщин к этой категории подчеркивалась стрижкой волос на затылке («Ке55»), что позволяло им надевать мужской головной убор и одежду (это запрещалось остальным категориям женщин), а также завязыванием на груди особой повязки («Silga»), что давало возможность носить оружие. Для приобретения права общения с мужчиной и семейной жизни она должна была совершить три поступка и убить трех врагов. Специальный анализ показывает, что в Древнюю Грецию это понятие попало в несколько измененном виде, но суть была сохранена — «Мага» — безгрудая и безмужняя. Видимо, современники и соперники амазонок — горгоны (гаргары) и атлантиды — мифологически осмысленная реальность. Мифологические, горгоны, страбоновские гаргареи, гаргареи средневековой Кавказской Албании и чеченские «Gergara» (дословно: близкие) — родственны. Их предшественников следует искать в Хуррито-урарто-нахской языковой ветви, где, возможно, найдутся и сами Атлантиды».
О девушках, входивших в категорию «Мехкарий», в памяти народа сохранились предания.
В древности, во время битвы, среди воинов присутствовала девушка «Малх-Азди» (голос солнца) в белом одеянии. Под ней был конь белой масти. «Ее платье и головной убор становились священным знаменем отряда». Она первой пускала во врагов стрелу. По ее же сигналу (обнажением головы) битва и завершалась. Как обратил внимание на это предание Ян Чеснов, из древнего ритуала до сегодняшних дней «сохранился только последний обычай — первостепенная роль женщины в прекращении ожесточения и насилия»
Одна из особенностей чеченского культа женщины — необыкновенная любовь и уважение к сестре. Хотя по мусульманским обычаям женщине отводится второстепенная роль, однако у чеченцев брат связан с сестрой особыми узами: он всячески подчеркивает свою любовь к ней, не может отказать сестре в ее просьбах, какие бы затруднения не влекло за собой их исполнение.
Может ли быть для чеченца что-нибудь выше этой любви? Оказывается может. Об этом повествует легенда.
«Две девушки пошли купаться и начали тонуть. Неподалеку оказался брат одной из тонувших. Он вытащил не сестру, а ее подругу. На похоронах мать, улучив момент, сказала сыну: «Сегодня я узнала, что у меня вырос «К1ант» (сын)». То есть она похвалила его за то, что он не поддался голосу крови и не бросился в первую очередь спасать сестру, а, переступив через свою любовь к ней, спас чужую. В противном случае все чувствовали бы себя опозоренными, лишенными чести».
В старинных героических песнопениях «Илли» образ матери подан как исток лучших качеств героя. Как отмечают исследователи, функция матери в «Илли» состоит в напутствии героическому сыну. И сегодня образ матери остается центральным в чеченском менталитете. Следовательно, этика и этикет, скромность и мужество, доброта и благородство будут постоянно возрождаться.
(с) Нохчалла.com, по материалам С-М. Хасиева, Я. Чеснова
ПРЕКРАСНЫЕ ОБЫЧАИ! УВАЖАЕМЫЙ НАРОД! ГОРДЫЙ
Хочу спросить о платке. Почему и в каких ситуациях его носят?
Хотелось бы услышать мнение знающего человека, существует ли правило «за неприемлемый поступок одного отвечает весь род» и является ли соблюдение этого правила безусловным.
В чеченмких традициях ,адатах есть очень важный пункт о женщине. Порой об этом знает или помнит редкий чеченец. В чеченском обществе женщина не отвечает ни за что. В чеченском обществе ,женщина вообще не подсудна. Даже если ,она совершила проступок или преступление ,за это должны отвечать ее родственники мужчины если она не замужем. Если замужем ,то отвечает за ее действия муж и родственники мужа. Приведу простой пример ,никто не имеет из мужчин делать замечания или тем более стрелять из пеунтбольных ружей красками в чеченских женщин,девушек. Если блюсти по настоящему чеченские адаты ,эти стрелки пентбольными ружьями,должны предстать перед родственниками этих женщин,девушек. Разрешать или запрещать в какой форме на улицу выходить женщине решают мужчины ,ибо в конечном итоге ,все эти казусы придут к ним ,мужчинам. Если даже женщина совершила проступок заслуживающий смерти ,то это должен сделать сам мужчина ,который за это отвечает. В своей жизни встречал двоих ,которые из-за сплетен ,это были разные люди ,в разное время убили своих сестер. Оба прожили недолго ,один запился и под машиной сдох ,второй от водки угорел. Нохчийн зуда никогда не была и быть не должна подсудна. За ее преступления мужчины должны отвечать.