В семейном воспитании чеченцев существенная роль отводится усвоению детьми порядка, куда входит внешнее выражение — этикет. Все стороны этикета достаточно четко разработаны поколениями, о чем можно судить по застольному этикету. Так, по правилам этикета младшим не полагается раньше старших есть трапезу, начинать принимать пищу пока старший (старшая) не предложит есть, нельзя садиться на место старших. Члены малой семьи в отсутствии гостей, принимают пищу вместе, а при гостях сначала кормят мужчин, а потом кушают женщины и дети. В больших семьях организовывается трапеза по-разному: в одних случаях все мужчины вместе с отцом — главой семьи, затем кормят детей, а потом женщины (мать, дочери, снохи и т.д.), также могут принимать пищу отдельно семейные пары, глава семьи со своей женой, сыновья со своими детьми.
Следует отметить, что чеченцы не одобряют разновременный прием пищи в семье, поскольку считают, что в доме не будет достатка и согласия, если каждый будет есть сам по себе. Чеченцы считают, что оставлять начатый и недоеданий кусочек хлеба, чурека или другую часть пищи нельзя, как бы оставляешь свое счастье. Думается, что старшие и родители этим приучали детей к аккуратности и бережливому отношению к хлебу, постоянно внушая, что начатый кусочек надо съесть, так как вместе с крошкой остаются красота и ум, которые могут достаться другому.
В конце XIX — начале XX вв. в чеченских семьях разводы происходили очень редко и главными причинами развода могли быть только бездетность женщины, а также случалось, хотя и очень редко, аморальное поведение ее. В таких случаях женщины сами предлагали развод. Следует отметить, что почти всегда мужчины были инициаторами разводов. При разводе муж в присутствии свидетеля должен был произнести «Ас йитина хьо» (Я оставил тебя). Это выражение он произносил 3 раза. При разводе муж отдавал жене все, что она принесла из родительского дома, и все, что она накопила за период замужества своим трудом. Хотя очень редко, но иногда в чеченских семьях встречались и разводы по инициативе жены, которые, как правило, осуждались общественным мнением.
Семейная обрядность чеченцев, как и других пародов, это комплекс обычаев и обрядов, так или иначе связанных с тремя важными моментами в жизни человека — свадьбой, рождением ребенка и похоронами. Семейные обряды чеченцев состоящие из традиционных действий, отражают сложившиеся социально-нравственные и религиозные нормы народа.
Во всей системе семейных обрядов свадебный обряд чеченцев является самым развитым. В нем сохранились черты, возникшие на различных, давно минувших этапах исторического развития общества. Известный советский этнограф Л.Я. Штенберг отмечал, что «…во всем сложном комплексе, заключающем множество обрядов: социальных, правовых, экономических, религиозных, и др. — соединены в едином ритуале черты множества наслоений, идущих от самой глубокой древности и сложившихся под самыми различными историко-культурными влияниями».
На примере чеченской свадьбы мы убеждаемся, что некоторые обычаи и обряды продолжают бытовать в большей или меньшей степени и после того, как исчезла социально-экономическая основа, породившая их.
Как и у других народов Кавказа, у чеченцев в прошлом господствовал калымный брак. Обычай уплаты калыма за невесту на определенных исторических моментах бытовал практически у всех народов мира. В прошлом он выплачивался скотом, в XVII — XVIII вв. и в первой половине XIX в. — скотом и оружием, а во второй половине XIX века — скотом и деньгами. Для калыма не было единой установленной нормы, его величина зависела от социального положения брачующихся сторон.
Любая из названных выше форм брака состояла из нескольких этапов, где каждый этап представлял собой целый комплекс обычаев и обрядов, связанных с культовыми представлениями, якобы способствующими благополучному завершению всего цикла дела. Поскольку основной целью брака было продолжение рода, свадьба сопровождалась некоторыми магическими обрядами, которые должны были повлиять на появление здорового потомства. Например, невеста должна была переступить через кинжал или пройти под скрещенными шашками, а также во время сна ложиться на определенный бок и т.п. Для обеспечения потомства мужского пола на руки невесты, как только она входила в дом мужа, давали ребенка — мальчика. Этот обряд бытует и сегодня.
У чеченцев обычный брачный возраст наступал для мужчин в 20-25 лет и 18-20 лет — для женщин, но женились юноши в возрасте 23-28 лет и позже. В дореволюционном прошлом среди чеченцев имели случаи, когда юноши из-за отсутствия средств не могли жениться до 30 и более лет. Ранние браки среди чеченцев были редки, хотя этнографический материал и дает некоторые факты, когда девушек выдавали замуж в 15-16 лет. Для брака характерно патриархальное поселение супругов.
Свадьбы в чеченских семьях устраивались, как правило, осенью и зимой. Считалось нежелательным вступать в брак в апреле «бекар-бут» — месяц кукушки, мотивируя тем, что кукушка не имеет своего гнезда и др.
Брак является делом не только одной семьи, а целого коллектива родственных семей. Женитьба сына для чеченца, как и для любого другого народа, является ответственным событием семейной жизни. Невесту подыскивают для сына, наряду с молодым человеком, и сами родители, стремясь породниться с уважаемыми и достойными людьми — «оьзда нах», «г1иллакха — оьздангалла» долу нах. Чеченцы большое значение в трудовых семьях придавают и личным качествам девушки: умению вести себя в обществе, дома, здоровью; также она должна быть расторопной, уметь вести домашнее хозяйство; придавают значение, помимо всего прочего, и красоте. Также внимание обращают на мать — «глядя на мать, бери дочь» — говорят чеченцы.
Основными формами брака были: браки по сватовству; браки умыканием; браки убегом. У чеченцев были распространены все три формы брака. Адат и шариат запрещали браки мусульманок с иноверцами. Строго соблюдали принцип экзогамии. При заключении брака важную роль играли сословно-имущественное положение брачующихся, наряду с трудолюбием и моральной чистотой требовалась «чистота крови» и др.
Многоженство, несмотря на глубокую степень внедрения Ислама, нераспространенное явление у чеченцев. Только в богатых и знатных семьях имеют две и больше жен.
Любая форма брака у чеченцеы состоит из нескольких этапов: выбор невесты; сватовство; свадьба; послесвадебные обряды.
Каждый этап представляет собой целый комплекс обычаев и обрядов, связанных с культовыми представлениями, способствующими благополучному завершению всего дела. На свадьбу у чеченцев собирается много народу: близкие и дальние родственники, соседи и т.д. без приглашения. Жених в свадьбе участия не принимает. Народная свадьба у чеченцев всегда насыщена музыкой, песнями, танцами, красочными ритуалами.
В день свадьбы происходит «смотр» одежды невесты, которая приносилась из дома в день свадьбы или за несколько дней до свадьбы, а женщина, принесшая ее (одежду), одаривалась.
На следующий день или в тот же день, если свадьба заканчивается не очень поздно, взрослые женщины и мужчины, а вместе с ними и свекровь (свекор не разговаривал с невесткой иногда год, а то и больше), устраивают «мотт бастар» — «развязывание языка» — просят принести воду. Невеста должна принести воду и подать самому старшему из присутствующих: на вопрос «можно ли пить?» заданный несколько раз, в конце концов, отвечает: «мала» — пейте. После этого она может разговаривать с родственниками мужа.
У чеченцев сразу же после завершения свадьбы совершали обряд включения новобрачной в хозяйственную жизнь семьи. Для этого пеклись пироги «ч1епалгаш». В один из них втыкалась иголка из подола свадебного наряда. Молодежь с пениями и танцами вместе с невестой отправлялись к роднику. Обряд назывался «нускал хит1е даккхар» — отводить невестку к воде. Здесь «ч1епилг» с иглой бросали в воду и стреляли в него. Затем зачерпывали воду и опять с песнями и танцами возвращались. Стрельба в прошлом преследовала цель отогнать от невесты враждебные духи, но потом эта функция забылась, и стреляли и стреляют просто, потому что так положено.
После завершения цикла свадебных церемоний, в целях благополучия и счастья молодых, согласно религиозным порядкам, устраивали и устраивают «мовлид», на который приглашались муллы, родственники и соседи. Таковы в целом самые общие черты обрядовой традиционной чеченской свадьбы.
Супруги обычно живут с родителями мужа до тех пор, пока не женится следующий сын, и в некоторых случаях еще дольше. Невестка у чеченцев особенно на первом году замужества, не должна вмешиваться в хозяйственные и другие дела семьи, демонстрируя послушание. Молодые супруги соблюдают целый ряд обычаев избегания: они не должны показываться вместе в течение определенного времени, перед родителями и старшими родственниками, не могут называть друг друга по имени, невестка не называет по имени близких и дальних родственников мужа, его друзей.
Следует отметить, что трудовые семьи чеченцев в рассматриваемое время, несмотря на господство патриархальных порядков, жили лучшими традициями своего народа, прививая им нормы общественного поведения, воспитывая их (членов семьи) в духе трудолюбия, уважения к старшим, взаимопомощи и т.д.
В своих основных чертах традиционный семейный быт чеченцев в целом был однотипным, хотя и имелись некоторые локальные особенности, видимо, обусловленные особенностями экономической, культурной жизни, географического положения и др. Отметим и то, что на семейный быт и семейные обряды, взаимные контакты с соседями, а также значительное влияние оказывало и вхождение Чечни в состав России.
Значительная часть обрядов свадебного цикла была посвящена пожеланиям многодетности и благополучия молодой семьи. Как у многих народов Кавказа и мира, так и у чеченцев некоторые из этих обрядов сохраняются по сей день. Весь комплекс обычаев и обрядов преследовал одну цель — обеспечить многочисленное потомство, используя для этого различные магические приемы.
Известно, что у чеченцев, как и у других народов Кавказа, на положение женщины в семье и в обществе влияло наличие детей в семье. Менталитет чеченской женщины был таков, что она чувствовала себя полновластной хозяйкой только после рождения первого ребенка и особенно мальчика. С этим было связано, видимо то, что боязнь остаться без потомства, породила целый комплекс обрядов и обычаев, которые включали систему символических действий, норм поведения, поверий, якобы способствовавших рождению детей.
Забота о будущем потомстве начиналась с момента вступления в брак, и, видимо, с этим связано и вплетение в свадебный цикл многочисленных обрядов, направленных на деторождение. Некоторые из этих обрядов и обычаев продолжают бытовать до настоящего времени у многих народов, в том числе у чеченцев, так, например, заставляли молодую переступить через кинжал или пройти сквозь скрещенные шашки и т.д.
Также уделяли внимание молодым людям, которые окружали невесту во время свадебной церемонии. По мировоззрению чеченцев, как и многих народов Кавказа, например, грузин, это могло оказать положительное или отрицательное влияние; так, невесту должны были одевать, встретить приехавших за ней молодых людей, угощать гостей, в целом, женщину должны были окружать «счастливые женщины», имевшие детей и мужей.
(с) Нохчалла.com, по материалам диссертации Саракаевой А.Х.
Баркал!
Дала барт цхьаь бойла массо хусаме!