К происхождению чеченцев и ингушей — Нохчалла.com — Чечня, чеченцы, обычаи, традиции, история и многое другое
История

К происхождению чеченцев и ингушей

            Происхождение любого народапроблема сложная, для решения которой требуются десятилетия. Проблема тем труднее, что для ее решения недостаточны данные только одной отрасли гуманитарных наук, скажем, данные языкознания, археологии или этнографии, взятые в отдельности. В наибольшей степени сказанное относится к тем народам, которые не имели своей письменности в историческом прошлом, к каковым относится и чечено-ингушский народ.
            Чеченцы и ингуши, как и другие народы, прошли сложный и длительный путь развития. Путь этот измеряется тысячелетиями, и единственный спутник народа, свидетель его прошлой истории, дошедшей до наших дней — это язык, в котором, запечатлилось прошлое вайнахов.

 

            
            «Данные языка,- говорит проф. В.И Абаев,- если они правильно интерпретируются, приобретают, наряду с другими свидетельствами, большое значение при решении этногенетических вопросов«. (В.И. Абаев«. Этногенез осетин по данным языка. Тезисы докладов научной сессии, посвященной проблеме происхождения осетинского народа. Орджоникидзе, 1966 г., стр. 3). Особую услугу в решении данной проблемы призваны оказать такие отрасли языкознания, как топонимика и этнонимика. Большую услугу в решении вопросов этногенеза призваны оказывать диалекты, в которых в законсервированном виде сохраняются омертвевшие формы языка, служившие обозначением предметов, понятий и представлений народа в историческом прошлом.
            Историческая наука не располагает сколько-нибудь убедительными сведениями о социальной дифференции чеченцев и ингушей в раннее и позднее средневековье. Но данным некоторых историков у чеченцев и ингушей бытовал родовой строй, чуть ли не в 18-19 веках. Данные же языка и этнографии убедительно опровергают эти доводы как несостоятельные.
            В чеченском и ингушском языках издревле бытуют термины эла (аьла) — князь, лай — раб, ялхонаемный работник, вацархоэксплуатируемый и другие, говорящие о бытовании у чеченцев и ингушей князей и рабов, даже в далеком прошлом.
            О бытовании у чеченцев и ингушей христианствахристианство как монотеистическая религия не может бытовать у народа с родовым строем), также свидетельствуют термины, обозначающие атрибуты этой идеологии, например: керстахристианин (ср. русск. Крест), ж1аркрест, бибалбиблия, килсцерковь (груз, эклиси) и другие.
            При этом следует помнить, что в лексике языка нет слов, возникших сами по себе, что «ни мысль, ни язык не образуют сами по себе особого царства… они суть только проявления действительной жизни«. (К.Маркс, Ф.Энгельс).
            Предпринимая в данной статье попытку, высказать свои соображения по вопросу этногенеза чеченцев и ингушей мы, конечно, опираемся в основном на данные языка, но при этом по возможности используем данные других смежных наук.
            Чеченцы, ингуши и цово-тушины (бацбийцы) будучи родственны по языку, материальной и духовной культуре составляют одну из групп так называемой иберийско-кавказской этнической семьи, куда входят автохтонные народности Дагестана, Грузии, Адыгеи, Черкесии и Кабардино-Балкарии грузины, адыгейцы, черкесы, кабардинцы, аварцы, даргинцы, лакцы, лезгины и другие. В данную этническую семью ученные включают басков Испании и юга Франции.
            Все перечисленные народы родственны между собой по происхождению и языку. Это значит, что некогда единый народ распался на несколько народностей. Каждая со своим языком и другими этническими особенностями, хотя и близкими. Многоязычие Кавказа — это следствие дифференциации единого этнического монолита, который сложился, по мнению большинства ученых, в Предкавказских степях и в Древней Передней Азии, составлявшей культурно-историческую общность с Кавказским Перешейком.
            Ученые пришли к выводу о том, что кавказская этническая общность предположительно сложившаяся около 5 тыс. лет до н.э. в Передней Азии, начинает постепенное миграционное движение в сторону Кавказского Перешейка, к берегам Черного и Каспийского морей. Этот миграционный поток не утихал до 2 тыс. лет до н.э. и, просачиваясь в горные ущелья в направлении с юга на север, охватывает весь кавказский регион.
            По мнению антрополога проф. В.В. Бунака, заселение «Северного Кавказа происходило двумя потоками однимдвигавшимся по западной окраине Кавказа, другимпо восточной… В центре Кавказа они встретились и образовали собственный своеобразный тип, в разных видоизменениях встречающийся к югу от Главного Кавказского хребта«. (Е.И. Крупнов. «Средневековая Ингушетия«. М., 1971, стр.42).
            Этот этнический поток, представляя собой конгломерат родственных между собой родоплеменных образований, с незначительными различиями в языке, материальной и духовной культуре. По мере ослабления миграционного движения (рубеж 3-2 тыс.) происходит дальнейшая дифференциация этнических единиц и углубление различий между некогда родственными племенами. К этому времени следует отнести начало распада единого кавказского этнического массива на три этнические регионадагестансконахский, картвельский и абхазо-адыгский. Такой вывод основывается не только на данных языка, но и археологии. К этому времени уже оформились первые государства Ближнего Востока (Шумер, Элам, Урарту, Митании и др.), языкам которых мы находим аналогии в языках современных народов Кавказа, в частности чеченцев и ингушей, как свидетельство былого этнического единства последних с народами, создавшими указанные древнейшие цивилизации человечества. Наследие указанного единства прослеживается и в некоторых чертах духовной и материальной культуры чеченцев и других народов Кавказа. Кавказские языки и культура народов Кавказа находят себе аналогии также в культуре и языке Хурритов, хеттов, Урарту, Албании, Греции, этрусков и других древних народов и государственных образований. Так, например, по единодушному мнению ученных, известный человечеству миф «О прикованном Прометее» греки вынесли с Кавказа. И в фольклоре многих народов Кавказа имеются легенды о прикованных богатырях со сходным с греческим мифом содержанием. Особенно поражает чеченский вариант мифа, который почти полностью совпадает с греческим мифом эсхиловского варианта. (См. наш: «Образ Прометея в фольклоре чеченцев и ингушей«. Известия ЧИНИИИЯЛ, т.6. Грозный 1971).
            «В греческом… — говорил акад. М.Я. Марр, — такие простые слова, как душа, брат, море являются яфетическими (т.е. кавказскимиК.Ч.). Названия богов, героев, селений, гор, рек Греции являются яфетическими» (Н.Я. Марр. Армянская культура, ее корни и доисторические связи по данным языкознания. В сб. «Язык и история«. М., 1936, стр.80).
            ГА. Мелишвили в своем труде «К истории Древней Грузии«. (Тбилиси, 1954) локализует предполагаемых далеких предков вайнахов в среднем течении р. Евфрат под названием Цупани (2 тыс. до н. э.). По мнению академика название Цупани происходит от имени верховного языческого божества вайнахов Ц1у (отсюда чеч. Ц1у стаг, инг. ц1у и ц1ейпраздник) (А) нисуффикс со значением места (ср. названия сел Эрсана (Эрсеной), Гуьна (Гуной), Ведана (Ведено)). Как видно, данный суффикс и поныне существует в вайнахских языках в том же указанном выше значении. Основа Ц1у не имеет смысла, но известны как теонимы в современных чеченском и ингушском языках; в далеком прошлом государство называлось по имени этого культа.
            Известно, что в 783 году до н.э. царь Урарту Аргишти переселил из Цупани и из соседней области Хате 6600 тысяч воинов и поселил их в местности Арин-Берд, основав город Ирпуни (нынешний Ереван). Название Арин-Берд полностью и вторая часть топонима Ирпуни (-уни) четко этимологизируются посредством вайнахских языков (арин) ср. чеч-инг. арие — пространство, форма род. падежа арен (а) -пространственный, -н- формат род. падежа, берд — берег, скала, -уни — формат, обозначающий местность (см. выше: Ведена и др.). На языке Урарту (по данным Клинописи), арин — степь, равнина, берд — крепость. О связях вайнахов с Урарту подробнее ниже.
            По данным проф. Р.М. Магомедова дифференциация кавказских народов произошло уже на Кавказе (рубеж 3-2 тыс.) (см. Р.М. Магомедов. Дагестан. Исторические этюды. Махачкала, 1975).
            Но если вопрос о времени и месте выделения нахского этноса из общекавказского массива является дискуссионным, то общепризнанным в науке считается родство культуры и языков кавказских народов с культурой и языком Урарту-Хурритов.
            Вот что по этому поводу пишет АС. Чикобава: «Уже теперь можно предположительно утверждать, что определенные положения урартского языка находят объяснения при помощи данных иберийско-кавказских языков, прежде всего нахских (чеченского, бацбийского)». (А.С. Чикобава. «Проблемы родства иберийско-кавказских языков». Тезисы докладов. Махачкала. 1965, стр. 7). Подобные мысли высказаны и другими маститыми учеными (акад. Г.А. Меликишвили, проф. Ю.Д. Дешериев, И.М. Дъяконов и др.). Нахские языки на сегодня изучены слабее остальных групп иберийско-кавказской семьи и дальнейшее их изучение приблизит окончательное решение проблемы. Уже на сегодня можно констатировать, что решение вопроса значительно продвинулось вперед, за время, прошедшее с момента приведенных высказываний ученых. Не трудно понять насколько перспективно углубленное изучение нахских языков, особенно их диалектов.
            Остановимся на некоторых сходных моментах, в том числе нахских и урартского языков.
            Арин-Берд (см.выше).
            Тушпа — так называлась столица Урарту. Известно, что в древности главный город, религиозный, культурный центр государства у многих народов, назывался по имени верховного божества, Так было и в Урарту. И по урартски приведенное название означало «город бога Туш», па — город, поселение.
            Подобным образом этимологизируется данное название и на базе нахских языков: Туш — одно из верховных божеств вайнахов в период господства у них язычества, позже христианства, божество деторождения и возрождающейся природы. Еще в прошлом веке, по свидетельству Б. Далгата, ингуши совершали обряды, посвященные этому божеству. Удод так и называется у ингушей тушол котам или тушолиг (курица тушола) (л – детерминант) и считается священной птицей как у чеченцев, так и у ингушей (ее нельзя убить, в нее нельзя бросать камни).
            Близкородственная чеченцам и ингушам народность, живущая в Грузии, — тушины — названа по имени этого божества, так как род, племя и народность в древности носили имя своего тотема (ср. название чем тайпа Ц1онтарой от имени божества огня Ц1у и др.). Другой компонент данного топонима также четко этимологизируется из нахских языков. Па (пхьа) в древненахском означало поселение, село, населенный пункт. До сих пор в близкородственном тушинском, в языке чеченцев, живущих в Грузии (кистинцы) и в горских диалектах Чечни населенный пункт называется этим словом. Встречается это слово и во многих топонимах горной Чечено-Ингушетии как реликт: Пхъеда, Пхъамат, Пхъакоч и др. «Пхъа» было также имя языческого божества поселения, человечества у вайнахов. Основа эта наличествует также в имени героя-богоборца вайнахского Фольклора Пхъармат, с которым мы связываем известный греческий богоборец Прометей, (см. нашу «Образ Прометея в фольклоре чеченцев и ингушей». Известия ЧИ НИИИИЯЛ т. 4. Литературоведение Грозный, 1971).
            Одно из ведущих племени Урарту носило имя Биайна. Этим словом урартийцы называли также свою страну, что было естественно, если учесть то обстоятельство, что страна у многих народов называлась по имени ведущего народа. Сравните название многочисленного чеченского племени бени и село Бена. Этот же корень наличествует в топониме Бени-Ведана и в ингушском названии одного из грузинских горных племен мохевцев-бений, от которых по поверью происходят ингуши Мальсаговы.
            В языке Урарту охраняемая укрепленная местность, или крепость, называлась — хой. В том же значении это слово встречается в чечено-ингушской топонимии: Хой — село в Чеберлое, которое действительно имело стратегическое значение, т.к. преграждало путь в чеберлоевскую котловину со стороны Дагестана и плоскости Чечни. Отсюда название речки Г1ой (х-г1), протекающей через село Гойты, название которого (чеч. Г1ойт1а) также производно от Г1ой (хой), -т1а-послелог со значением места. О том, что приведенные параллели не случайное совпадение показывает тот факт, что чеченский вариант представляет собой форма мн. числа от ха — охрана, -й- формат множественности, а корень этот встречается во многих топонимах Чечено-Ингушетии: Хан-Кала, Хан-Корта (русск. Хаян-Корт) и др. Урарт. Дурдукка (город возле Урмийского озера). Известно, что в далеком прошлом нахские племена назывались дзурдзуки. Случай, когда названия народностей восходит к названиям местностей распространенное явление в науке. Кроме того, первая часть данного топонима-этнонима встречается в вайнахской топонимии и антропонимии: Дзурз-корта (местность в районе Итум-калы), корта — глава, холм, бугор; Дзуърза — мужское имя (село Эрсеной Веденского р-на) и пр.
            Урарт. Цудала (назв. Города, (чеч. Ц1удала) сложное слово, состоящее из двух компонентов — Ц1у — бог огня, дала — верховный бог языческого пантеона).
            Урарт. Эритна — название горы, чеч. Эртина — название горы (Веденский р-н), Урарт. Арзашку — название местности, чеч. Ирзошка (Веденский р-н, возле с. Харачой). По чечено-ингушски Ирзуо — лесная поляна. Здесь, возможно, имеет место случайное совпадение в основе этого слова, но такое допущение исключается в окончании — шка, т.к. это весьма распространенный в нахской топонимии, живой формат направительного падежа мн. числа — ш (формат множественности), -ка — га — собственно формат (ср. с.с. Сема1ашка, Човхашка, Галашка и т.д.).
            Разными учеными в разное время отмечалось наличие на территории современной Армении и в районе озера Ван, Урми многочисленных топонимов с повторяющимися элементами -ли, -ни, -та (см. в частности ГА. Халатьян. «О некоторых географических названиях Древней Армении в связи с данными ванских надписей». ВДИ No 2, 1949). Вот эти топонимы: Тали, Ардиштих1инили, Наксуана, Х1алдина, Мана, Х1итина, Абаени, Х1ушани, Азани, Ардини, Миссита, Миста и другие.
            Окончания, наличествующие в приведенных топонимах, совпадают с аналогичными форматами топонимических названий территории современной Чечено-Ингушетии, особенно ее горной полосы; см. соответственно:
            Ч1ебил-ла, нижа-ла, Саъра-ла, Б1ав-ла, (названия сел и обществ) Эрса-на, Гуь-на, Веда-на, Белг1а-ни (инг.), Бе-на, Шоь-на и другие названия сел; Гих-т1а, Пой-т1а Мартан-т1а, Эхаш-т1а (названия сел), и другие.
            За пределами Чечено-Ингушетии топонимы на – т1а (та) отмечены также в Тушетии (Г.С.С.Р.); см. Этел-та, Ц1ова-та, Индур-та и др., в которых яснее выступает формат — «та» как топонимообразуюший элемент нахских языков.
            В науке о языке принято считать наиболее надежными, в смысле генетического родства языков, совпадения приведенного типа, когда ряд топонимов с повторяющимися форматами одного региона совпадает с таким же рядом топонимов другого региона.
            Имеет место совпадения в нахских и урартском культовые названия древнейшего типа.
            Урарт. Ма — верховный бог солнца. В том же значении это название отмечено и в нахских языках, хотя в настоящее время оно выступает лишь в составе производных и сложных слов со значением культа солнца: малх (лх – детерминант) — солнце, см. также топонимы м1айста (с, та – детерминанты), маьлхаста (производящая основа «ма»); Маска — название села (ма — основа, ска – детерминанты), маскара (б. село), Меша-хи — речка, мальсаг — «человек солнце», отсюда фамилия Мальсагов, Муоъсаг — имя человека в том же значении и т.д.
            Урарт. Тайшеби — одно из верховных божеств; чеч., инг. Туш ((Тушол — божество природы и деторождения; ср. еще инг. Тайшабание — детская игра). Случаи, когда названия божеств превращаются в названия детских игр известны в науке; см. чеч. Галг1ожмех ловзар — игра в городки от Гал — название одного из древних божеств солнца).
            Отмечены также случаи превращения имен божеств в имена людей. Так, название урартского божества Ашура в чеченском встречается как женское имя Ашура, а также урарт. Азани, чеч. Айзан (ласкат. Айзани), урарт. Ашту — имя божества, чеч. Ашту женское имя, урарт. Лагаш, чеч. Лагаш, Лакаш — мужское имя и др. Урарт, Кибела — бог весны, чеч. Кебила — женское имя, урарт. Дика — имя божества, чеч. дика — хорошо, Дика — мужское имя. Имеет место превращение топонимов в собственные имена: урарт. Киндари-Сангара — название местности, чеч. Киндар-Сангара — мужские имена. Имеет место совпадения прочей лексики, например:
            урарт. суре — войско, чеч. сура — в том же значении, отсюда топонимы Суъйр — корта, Суърат1а (подробно о слове сура см. К.З. Чокаев. «Географические названия Чечено-Ингушетии». Рукопись. Архив ЧИНИИИЯЛ. Его же «Куда ведет корень вайнахов». Альманах. ”Орга», Nо 2,1968).
            урарт. шин — два, чеч., инг. ши — два,
            урарт. тиш, чеч., инг. тиша — старый,
            урарт. 1у — пастух, чеч., инг. 1у — в том же значении,
            урарт. хаза, чеч., инг. хаза — слышать,
            урарт. але, чеч. ала, инг. ала, чеб. ала — сказать; см. еще
            урарт. Мануа-с але «Мануа сказал», чеч. Мануа-с але (чеб.) в том же значении. Здесь, как видно, совпадает целое словосочетание с грамматическими показателями (формат эргативного падежа – с).
            Лулаби — так называли урартийцы своих соседей, что означало чужак, враг. Если учесть конкретную историческую обстановку того времени, когда урартийцы подвергались постоянным нашествиям и нападениям соседнего государства Ассирии, такая семантика данного слова становится понятной, так как значение слова изменяются в зависимости от условий жизни носителей языка. В современном чеченском и ингушском это слово четко разлагается на составные части и имеет значение соседи (лула – сосед, би — формант мн. числа, сохранившийся в близкородственном бацбийском и поныне; см. бац — би «те, которые на траве» от бац (буц) – трава).
            Имеет место схождения грамматических форм, что особенно важно при определении генетического родства языков, т.к. грамматический строй наиболее устойчивый раздел языка. Например, отмечены случаи совпадения форм эргативного (активного), родительного, дательного падежей современных нахских с одной стороны и урартского языка — с другой; см. урар. х1алдини ули таран Сардури-си але. Богу Халду могущественному Сардур говорит. Ср. чеч. Х1алдина (таройолчу) сардурас але (чеб). Формы дательного и активного падежа в этих предложениях совпадают (-на, -с); см.также: урарт. Пили кару Илдаруни ни агуби; ср. чеч. Алари Илдаруни-ани агнеду. Канад провел от реки Илдаруниани. Мы здесь чеченский вариант привели лишь с частным учетом исторических изменений, опуская отдельные формы, которых не было в древнем вайнахском, в частности послелог т1ера. Если учесть все изменения, то мы можем точно воспроизвести урартский вариант; Так апари мог получиться из пили — канава, агнеду (отбросив формант -не- и заменив классный показатель д на б) можно восстановить в прежней форме — агуби и т.д.
            В языке урарту ученые обнаружили формат множественного числа — аже; ср. чеч., инг. -аш — аж в том же значении. Подобные превращения у нахов правомерны, например, ваша — важа.
            В работе М. Каганкатваци «История агван», написанной 1300 лет тому назад, сказано: «Уты, Соды, гаргары — братья и происходят они от отца по имени Ура». Ура — основа слова Урарту, уты — это удинцы (родственный нахам и другим народам Кавказа, но живущие а Азербайджане), Соды — видимо содойцы (некогда сильный чеченский тайп, представители которых и поныне живут в Веденском и других районах ЧИАССР; племя это отмечено в древнегреческих источниках (II в. н. э.); см. об этом: В.Б. Виноградов, К.З. Чокаев. Древние названия и размещения вайнахских племен. Известия ЧИНИИИЯЛ, т.II. Археолого-этнографический сборник. Грозный, 1966); этноним гаргары четко расшифровывается при помощи чеченского языка как родственники, близкие. Большинство ученых склонны видеть в гаргарах предков нахов.
            По данным археологических раскопок, проводимых на бывшей территории Урарту советскими и зарубежными учеными отмечено много общих моментов в материальной культуре Урарту, с одной стороны, нахов — с другой.
            По мере археологического изучения бывшей территории Урарту, а также фольклора, языка и этнографии чеченцев и ингушей такие сходные моменты будут увеличиваться, так как родство здесь несомненное.
            Государство Урарту образовалось в IX веке до н.э. и просуществовало 300 лет. В 6 веке до н. э. под ударами государств Ассирии и Мидии Урарту перестало существовать как государство.
            Урарту — первое государство, возникшее на территории нашей страны. Народы Урарту достигли высокого по тому времени уровня развития культуры, техники и экономики.
            После распада Урарту как государства в Закавказье возникает государство Албания. По данным источников ведущим народом в Албании были гаргары. Господствующей религией Албании в одно время было христианство. Языком религии и школьного обучения являлся язык гаргаров. (см. А. Шанидзе «Новооткрытый алфавит кавказских албанцев и его значение для науки». Изв. ИЯИМК. груз филиала АНСССР, т. 4, 1938 и др.).
            Как свидетельство пребывания далеких предков вайнахов в Закавказье, на бывшей территории Албании отмечены многочисленные топонимы, объясняемые только из нахских и частично из дагестанских языков (см. Ц1унда, Эрети, Арцах, Арциан; ср. чеч. Ц1уоьнта (ра), Эртан, Эрга, Эрсана, Орцах и др.). Топонимы, объясняемые из нахских и дагестанских отмечены также в Восточной Грузии, Хевсуретии, Пшхавии, Мохевии, Тушетии.
            Впервые современное этническое название чеченцев нахчи в виде нахчаматьяне отмечено в армянских источниках IV века н.э. Этот же этноним встречается в «Армянской географии» Моисея Хоренского (VII век н.э.) который (этноним) локализируется главным образом в предгорной полосе современной территории плоскостной Чечено-Ингушетии (см. карту из указанной «Географии»). Однако в разное время нахские племена в источниках встречаются под разными названиями: соды, гаргары, дзурзуки, двалы (от дал), нахчаматьяне, цанары, глигвы, кисты, калканы, мичиги ((мичигизы (чеченцы Ичкерии), шибуты (шатойцы), мереджи (мержой), чечен, чеченец, ингуш и т.д.
            Было бы ошибочным думать, что чеченцы и ингуши представляют собой, так сказать, этнически «чистыми» народами, без примеси представителей других народностей. В своем развитии чечено-ингушский народ проделал долгий путь, в продолжении которого, как и любой другой народ, скрещивался со многими народами, в результате вобрал в себя многие этнические группы, но и терял какую-то часть своего этноса, охваченную объективным процессом ассимиляции с другими народами.
            Еще Н.Я. Марр писал: «Не скрою, что в горцах Грузии, вместе с ними в хевсурах, пшавах, вижу огрузинившиеся чеченские племена». (Н.Я. Марр. «К истории передвижения яфетических народов с юга на север Кавказа». Известия АН, 1916, Nо 15, стр. 1395-1396).
            На сессии, посвященной проблеме происхождения осетинского народа (Орджоникидзе, 1966 г.) устами большинства ученых-кавказоведов было заявлено, что осетинский народ является «истыми кавказцами по происхождению и культуре и иранцами по языку». Отмечалось наличие значительного процента нахского этноса в составе современных осетин. О чем свидетельствует также топонимия Осетии (Ц1уш, Цltq, Wlейлам, Ц1ейлон и др.).
            Среди кумыков встречаются граждане, считающие себя выходцами из чеченцев.
            В составе современных чеченцев и ингушей имеется значительный процент представителей тюркских, осетинского, дагестанских, грузинского, монгольского, русского народов. О чем свидетельствует опять-таки прежде всего чеченский и ингушский языки, в которых значительный процент заимствованных слов и грамматических форм, и фольклор.

Чокаев К.З.
доктор фил. наук, профессор

            Рецензия

            На произведения доктора филологических наук, профессора К.З. Чокаева; «О происхождении чеченцев и ингушей». Рукопись, Грозный, 1990, с. 1-17.
            Статья написана на актуальную тему, которой интересуется, без преувеличения, весь сознательный народ. Чокаев не новичок в исторической науке. Его труды по словообразованию у чеченцев оказали значительную помощь этнографам. Некоторые его статьи прямо относятся к истории нахов. Данная статья также написана на вполне научном уровне и с использованием богатых и разносторонних сведений. Научная база и полевой материал, впервые введенные в научный оборот автором, соответствуют требованиям времени. Данную статью ни в коем случае нельзя сравнить с легковесными «научными» трудами В. Виноградова. Но представленная статья, как полагаем, написана очень давно и в кое-чем устарела. Например, К.З. Чокаев пишет: «Особую значимость данный процесс (Укрепление дружбы между народами — И.С.) приобретает в условиях нашей страны, когда дружественные связи народов СССР в процессе построения коммунистического общества с каждым днем крепнут и развиваются».
            Рецензент отредактировал эти и другие устаревшие выражения. Считаю, что автор не будет возражать нам за такие вольности с нашей стороны. Рискнули мы также сократить небольшие повторы (с.6,14,15,16 и др.); указали на желательность перенести ссылок вниз, исправили опечатки (с.7, 8), внесли стилистическую правку (с.7); сделали небольшое сокращение (с.2) и изменили название на: «К происхождению чеченцев и ингушей», так как считали, что скромность в таких вопросах нам всем не помещает. Находясь далеко от Грозного мы не могли согласовывать свои действия с уважаемым автором и, надеемся, автор нас поймет. Мысли автора мы затрагивали очень мало. Наше вмешательство не умаляет достоинство данной статьи, и рецензент рекомендует опубликовать ее в научном отделе журнала «Справедливость».

Этнограф, к.и.н. Саидов И. М.
Источник: Журнал NIISO (Справедливость) от 1990 г. № 3-4 (15-16)

 

Сайт НОХЧАЛЛА.com

3 комментария

  • Не убедительно, больше доводов чем фактов, истинную историю происхождения вайнахского народа известна лишь Аллаху, оставьте это на Аллаха. Давно известно, что нашу историю исказили, а теперь хотят впарить чужую историю. Я внимательно читал начало статьи, потом пошли армяни… Пробежавшись глазами по статье я так и не понял откуда пришли наши предки на Кавказ?

    • Да, Аллах лучше знает. Но если мы не будем заниматься своей историей, то ее за нас напишут другие и, скорее всего напишут, что у нас вообще нет истории и что мы испокон веков только тем и занимались, что разбойничали, воровали и грабили. И в данной статье написано, что наши предки пришли из Древней Передней Азии.

  • Мы постигаем путем сравнения и анализа сути и истины. Нету сомнения в том .что язык Вайнахов один из самых близких языков к языку древности,к языку Ноя са (Нуха са) и конечно известно что Ибрагим са пришел на землю в то время как предки Вайнахов -члены общины Нуха са и те что жили за пределами этой общины -арийцы отошли от религии Единобожия . Вто далекое время было Писание Д,эла и во время этого писания произошла катоатрофа на земле. Следы пребывания человека и на луне ,но эти и были с общины Нуха са . Тогда люди знали религию Аллаха ,тем более знак ингушей есть знак с Къибла ,с центра общины Нуха са озночающее что это место встречи и единения троих имамов от Аллаха против сил злаи сатаны. Д,эла есть сокрашенное слово трех слов Де -есть свет,мощь,сила а Зла -царь,лидер ,говоряший умное и тот кому надо подчинятся. Ла -есть терпяший,послушник а все вместе слово Д,эла есть дорога к Господу Миров ,есть Джибрииль са идуший по дороге тариката -родства послушника с Аллахом. Хин Д,эла -Минкаиль са Малх Д,эла — Исрафиль са Са Д,эла — ангель смерти -Азраиль са , Ц1е Дела — иблис Греческой мифологии и словянской можно узнать следов Вайнахского следа. Зевс — испытиваюшие наши души ЗЕ ВАЙ СА ЕСЛИ БЫСТРО ГОВОРИТ ТО ПОЛУЧИТСЯ ИМЕННО ЗЕВС. Вайнахская культура идет от их предка которые жили в общине Нуха са и после они несли эту культуру после катастрофы на земле как рода из этой общины ,как арийцы .как остатки от истинных нохчой которых Аллах наказал за их вереотступление . А Аллах дважды один тот же народ нохчой не накажет ибо сегодня Вайнахи не народ ,не дети от одной матери -жены Нухьа , а община говорящая на близком языке Нухьа са которая состоит из многих родов земли. в том числе и из блудных детей Ибрагима са и Мухаммада са . Блудны те что забыли язык своих матерей и веру своих праотцов -праведников .

Оставить комментарий