Защита женщин, благосостояние семьи, готовность помочь слабому, безопасность и благополучие гостя (даже если он враг) — главные обязанности мужчин.
Кроме того, чеченец должен контролировать эмоции и следить за своим внешним видом. В оценке человека по первому впечатлению признаки, принимаемые во внимание и ценимые, выстраиваются в следующем порядке:
1) прямая осанка (сутулых практически нет среди чеченцев);
2) строгость и подтянутость в одежде;
3) немногословность;
4) умение обратить на себя внимание скромностью и воспитанностью (уступить место, предложить кому-то воды и т. п.);
5) отсутствие излишних реакций и жестов (вроде склонения головы к говорящему, открывания при этом рта, жестикуляции во время собственной речи, громкого смеха и т. п.)
Идеал нравственного поведения мужчины выражен в образе «Къонах» (рыцарь). Этот идеал почти недостижим, однако, каждый мужчина-чеченец лелеет в себе надежду, что в нем есть черты «Къонах». Это наиболее благородные качества человека — скромность и мужество. По заключению этнографа Я. Чеснова — «это блокировка, биологическое самоотречение. Самому термину у чеченцев дается биоэтическое осмысление». («Къо» — молодой, сын и ‘Нах» — народ). О «Къонах» говорят: «Он уши народа, зрение народа, сын народа».
В чеченских традициях существует тысячи норм, вынуждающих к сдержанности (к «Собар») мужчин. Но, тем не менее, исключить возникновение конфликтов невозможно. Одним из крайних способов их разрешения являлась дуэль. Интересно описание этого обычая, включавшего ряд очень строгих и важных условий:
1. Обязательное присутствие свидетелей и публичное прощение крови до начала дуэли, что исключало кровную месть, если один их двух участников вдруг погибнет.
2. Запрет на нанесение колющего удара, а также поражения головы и шеи, с целью максимального исключения смертельных ранений или увечий дуэлянтов.
3. Использование гигиенически чистых кинжалов.
4. Право ответного (второго) удара. Очень важная процедура, ибо без выяснения этого начинать первым считалось слабостью и позором. Поэтому свидетели и участники определяли того, кто обязан ударить первым.
Из-за последней причины чеченская дуэль обычно проходила с помощью одного кинжала. Начинал более слабый (по мнению свидетелей) или тот, на кого падал жребий. Затем дуэлянты, передавая друг другу оружие, наносили удары по очереди до тех пор, пока кто-то из них не падал, что означало конец дуэли. Поединок немедленно прерывался при появлении женщины.
Особенность чеченской дуэли заключалась в том, что она давала возможность без смертельного исхода разрешить неизбежный конфликт и при этом спасти честь и достоинство противников. Сам факт участия в подобной дуэли уже подчеркивал их отвагу и твердость отстаиваемых позиций. Долг чести обязывал победителя первым прийти на помощь раненому, после чего они, как правило, становились кровными братьями.
В этнографии очень популярна точка зрения, согласно которой в формировании рыцарской этики главная роль принадлежала феодально-классовому этапу развития общества. Действительно, средневековый период был характерен для Европы широким распространением атрибутов и символов рыцарства, куртуазного отношения к женщине. Подобные же традиции развивались и кавказскими феодалами. Однако, на Кавказе это не являлось основным и, тем более, единственным фактором зарождения таких норм поведения. На примере чеченской биоэтики этнограф Я.Чеснов затронул вопрос о генезисе ранней и наиболее действенной основы нравственности, когда еще отсутствовало воздействие феодально-классовых структур.
Большое значение в формировании основ нравственности имело также раннее знакомство чеченцев с мировыми религиями и воздействие монотеизма на весь комплекс биоэтики. Это видно на следующем факте, связанном с верой в единого бога — мессианством. Так, в чеченской культуре «есть представление, что после периода господства врага Бога «Даджал» появится «Мехди» (мессия). Это будет не кто иной, как «1иса-пайхамар», т. е. Иисус-пророк. Он прогонит «Даджала» и на 40 поколений установится земной рай. Затем последует конец света. Поэтому в народе считают, что каждый ребенок — возможный «Мехди». Беременная женщина может носить в своей утробе будущего «Мехди». Это глубоко народное мессианство окрашено этикой жизни чеченцев.
Чеченский этнограф С.-М. Хасиев зафиксировал предание о древнем обряде отправления к Богу заступника за человечество. «Обряд устраивался раз в 33 года и состоял в избрании на эту роль молодого мужчины, который жил один год, наслаждаясь всеми благами. Ему отдавались молодые женщины. Когда он достигал 33-летнего возраста, его «отправляли на небо», торжественно сжигая на костре. Что это? Память об Иисусе Христе, взявшем на себя грехи человеческие? Мотив оставления им на земле потомства — сугубо чеченский, исходящий из этики жизни.
Как бы то ни было, мессианство заложено у чеченцев в самой структуре личности, в центре которой находится «Къонах». В фольклорных образах «Къонаха» есть детские черты. С другой стороны, «Къонах» — человек, готовый умереть в любое время. Этими чертами и своей ролью в обществе «Къонах» приближается к положению Спасителя. Память народа сохранила один обычай, который показывает эту иерархизированность этической личности. Некогда на Новый год некоторые люди ходили по селу и исповедовались в содеянных проступках своим односельчанам».
Продолжая тему о происхождении рыцарской этики и об идеале «Къонах», мы не можем не остановиться на таком эпическом герое человечества, как Прометей. Имя этого героя-благодетеля, принесшего огонь людям, звучит по-чеченски «Пхьармат». Он также жертвует собой ради благополучия народа. Лингвисты этимологизируют это имя через обозначение «мастера», «ремесленника» (Пхьар) и «племени» (мат). В чеченском эпосе» Пхьармат » фигурирует во многих легендах и различных версиях. (Здесь уместно отметить, что древнегреческий Прометей также локализуется на Кавказе.) Образ наказанного, распятого Прометея выражен и на фасадах многих чеченских башен.
В заключение этой статьи надо подчеркнуть, что, по представлениям чеченцев, настоящий «Къонах» не может вырасти вне семьи.
(с) Нохчалла.com, по материалам С-М. Хасиева, Я. Чеснова