Г1уллакх
Человек, имеющий гIуллакх – это человек, который сам делает все, что необходимо сделать.
В случае, если в общем деле участвуют молодой и старший, то тот, кто моложе, должен сказать старшему: «Дай это сделать мне, не отбирай у меня г1иллакх.»
Ларам (уважение)
Человек, имеющий ларам – имеет г1иллакх – г1уллакх, яхь, эхь – оьздангалла, сий – къонахалла, комаьршо – къинхетам, тешам, нийсо – бакъо, барт – безам!
Человек, имеющий ларам:
– никогда не перебивает того, кто говорит что-то, пока он не закончит говорить;
– никогда не скажет ни одного слова, не попросив на это разрешения у старшего по возрасту;
– всегда говорит только вежливо и приятно;
– никогда не ругается, не упрекает, не оскорбляет, не повышает голоса и не кричит;
– даже если старший по возрасту не прав, не перечит ему;
– не говорит много, т.е. немногословен;
– никогда не говорит то, что кого-то могло бы обидеть;
– никогда ни над кем не насмехается, никого не поднимает на смех;
– никого не считает ни ниже себя, ни глупее себя.
Яхь
Одна из составных частей яхь – дух соревнования – стремление равняться по всему лучшему, что есть в обществе, в котором ты живешь:
— быть одним из лучших в труде, храбрейшим в бою;
— оказаться первым там, где ждет помощи страдающий;
— последним, где идет раздача наград;
— проявлять отзывчивость и щедрость по отношению к другим;
— скромность и умеренность к себе;
— стремиться к общественному признанию.
Вот далеко не полный перечень составных элементов яхь.
Имей яхь, знай самого себя и свою родословную, будь достойным и приличным.
Ты смертен, но физической смерти не бойся, бойся жизни без яхь, веры, жизни без приличия и достоинства.
Кто теряет яхь, тот теряет веру, дух и свободу.
Обычаи и традиции вайнахов требуют, чтобы родители воспитывали в детях здоровое соперничество – залог важного для любого человека качества яхь.
Иметь яхь не означает стремление человека быть выше или сильнее других!
Иметь яхь означает стремление человека быть не хуже других.
Человек, имеющий яхь, – означает стараться быть не хуже других.
И в том, чтобы иметь его в своем сердце и соблюдать гIиллакх-г1уллакх, яхь-юьхь, эхь-оьздангалла, сий-къонахалла, комаьршалла-къинхетам, тешам-ларам, нийсо-бакъо, барт-безам.
Яхь в имении большего богатства не есть яхь, а есть хьагI – зависть!
В имении яхь больше силы или стройности – есть куралла – постыдная гордость! (Здесь идет речь не о здоровой гордости).
Яхь же в имении большей храбрости и выносливости – есть сонталла – постыдная заносчивость!
Яхь в имении большего ума и умения – есть осалалла – мелочность!
Яхь может быть только в том, что под силу любому человеку: физически слабому и сильному, и бедному, и богатому, и грамотному, и безграмотному, и Старому, и молодому, и мужчине, и женщине.
Яхь может быть только гIиллакхца – гIуллакхца, эхьаца – оьздангаллица, сийца – къонахаллица, комаьршонца – къинхетамца, тешамца – ларамца, нийсонца – бакъонца, бартаца – безамца!
А Яхь в том, что могут сильные, но не могут слабые, могут богатые, но не могут бедные, могут грамотные, но не могут безграмотные, не есть яхь, это есть хьагI – зависть!
Оьздангалла
Быть оьзда человеком – значит быть высоконравственным человеком!
Оьзда человек имеет гIиллакх-гIуллакх, яхь, эхь, сий-къонахалла, комаьршо-къинхетам, тешам-ларам, нийсо-бакъо, барт-безам!
Оьзда человек, сделав с кем-нибудь какое-нибудь общее дело, старается, чтобы большая доля досталась товарищу.
А не оьзда человек, любым способом, даже обманув товарища, или вызвав жалость к себе, старается, чтобы больше досталось себе.
Оьзда человек старается сберечь товарища от любой трудности и опасности и тянет их на себя.
А не оьзда человек старается под любую трудность и опасность подставить кого угодно, лишь бы они миновали его самого!
Оьзда человек, если он попадет в ситуацию, где еды мало, немного перекусывает и перестает есть, чтобы остальным досталось больше!
А не оьзда человек старается съесть побольше и не наедается.
Оьзда человек смотрит на женщин, как на мать и сестру, кроме той, на которой он женат или собирается жениться.
Оьзда человек, даже наедине с собой избегает непристойных, низких или подлых мыслей.
А если такие мысли его и посетят, то его тело бросает в огонь от стыда, подумав: «Какой позор, дойти до того, что в голову пришли такие мысли!»
Есть у чеченцев еще и такое выражение: «Я бы постыдился своего тела так подумать, или так сказать, или так сделать!»
Сий (честь)
А что означает то, что человек имеет честь?
Что человек имеет честь, означает, что этот человек имеет в себе и в своем сердце гIиллакх – гIуллакх, яхь, эхь – оьздангалла, сий – къонахалла, комаршо – къинхетам, тешам – ларам, нийсо – бакъо, барт – безам, и что он выполняет их, и что он любит их и дорожит ими больше, чем своей жизнью!
Такой человек имеет честь, и такой человек – человек чести!
Кодекс чести настоящего мужчины – къонахан амалш или къонахалла!
- Къонах знает, что есть Бог и верит в Бога!
- Къонах делает то, что наказал делать Бог – делает добро, и не делает того, что Бог запретил.
- Къонах – настоящий мужчина. И дома, и вне дома, и везде, где бы он ни находился, исполняет, бережет и защищает обычаи и традиции вайнахов, и ими устанавливает справедливость.
- Того же, кто, потеряв совесть и стыд, начал в его присутствии вести себя не достойно и нарушать общественный покой, т.е. сквернословить, приставать к кому-нибудь, оскорблять или унижать кого-то и т.д. къонах, просит его успокоиться или перестать вести себя неподобающим образом.
- Если он и после этого не успокоится, къонах достойным способом успокоит его, и тем самым восстановит общественный порядок и покой.
- Къонах решает все проблемы семьи и дома. Относится к проблемам своего села, города, страны, как к собственным.
- Къонах не позволит, даже словом, оскорбить себя или как-нибудь унизить и уронить свои достоинство и честь – никому, нигде, никогда, что бы ни происходило и ни при каких обстоятельствах, даже если ему придется там умереть, защищая свою честь и Достоинство!
- Къонах и в своем присутствии не позволит даже словом оскорбить или как-нибудь унизить, и уронить достоинство и честь кого бы то ни было, никому, нигде, никогда, чтобы ни произошло, ни случилось, и не происходило, даже своему другу и родственнику, незнакомого человека!
- Къонах везде, всегда и при любых обстоятельствах будет владеть собой.
- Къонах не позволяет в своем присутствии сквернословить никому, нигде и ни при каких обстоятельствах.
- Къонах, даже делая кому-нибудь замечание, не позволяет себе выражаться скверными словами, упрекать или оскорблять его.
- Къонах отвечает за каждое сказанное им слово.
- Къонах никогда не пообещает того, что он не сможет сделать. Но если он что-то пообещает, обязательно выполнит свое обещание, как бы ему не было трудно его исполнить или чего бы ему это не стоило.
- Къонах никогда наспех не принимает серьезных решений. Но если он примет решение, он его не изменит. Однако если он поймет, что его решение было неверно, он сам изменит его.
- Къонах всегда выслушивает то, что говорят старшие по возрасту, и если ему надо будет что-то сказать, он, попросив на это у старших разрешение, вежливо выскажет это.
- Къонах, где бы то ни было, уважает старших по возрасту и всегда следит за тем, чтобы в его присутствии и другие уважали старших.
- Къонах нигде, никогда и ни при каких обстоятельствах не теряет самообладания, не выходит из себя и не впадает в отчаяние.
- Къонах никогда и ни за что не продаст себя и не продаст также и своего слова!
- Къонах всегда и везде бережет и защищает свои честь и достоинство, а также честь и достоинство других людей, независимо от их вероисповедания, национальности и расовой принадлежности.
- Къонах никогда не отзывается плохо о тех, кто отсутствует, и не дает отзываться плохо о тех, кто отсутствует и другим в своем присутствии.
- Къонах везде и всегда помогает нуждающемуся и защищает слабого!
- Къонах всегда и везде защищает и восстанавливает справедливость.
- Къонах имеет в себе гIиллакх-гIуллакх, яхь, эхь-оьздангалла, сий-къонахалла, комаршо-къинхетам, тешам-ларам, нийсо-бакъо, барт-безам!
- И знает о том, что тот, кто их не имеет в себе – не къонах.
- Къонах особым почетом и уважением относится к своим родителям.
Вот некоторые из главных правил поведения къонаха.
Кстати корень чеченского слова къонах, къона, что в переводе на русский язык означает Молодой, а слово къонах можно перевести и как молодец, хотя молодец и не отражает полный смысл слова къонах!
Важно знать и помнить, что всем этим благородным обычаям и традициям вайнахов, обучали и обучают женщины – матери истинных вайнахов, в которых Они закладываются в семье с младенчества!
И еще хочу отметить, что оьзда человек, человек имеющий гIиллакх и т.д.. На самом деле следует понимать, что все эти качества присущи каждому истинному человеку, и каждому кто о них узнает, и захочет иметь эти качества, и начнет придерживаться их. Потому что все высокие качества изначально заложены в каждом человеке. Низкие же качества ни в одном человеке изначально не заложены, но они приобретаются Людьми путем собственного выбора.
И тут уже важно, какие из качеств человек сознательно или бессознательно начнет взращивать в себе: самые высокие или низкие. Буквально взращивать так же, как дерево или растение.
Что это означает?
Это означает, что та мысль или что-то, на что он обращает внимание – можно сравнить с тем, что он посадил семя.
А каждое дальнейшее уделение внимания этой мысли или чему-то можно сравнить с тем, как человек, посадивший какое-то семя растения или дерева, затем ухаживает за ним.
Эти благородные обычаи и традиции Бога которые заложены и присутствуют в каждом человеке, делают жизнь истинного человека наполненной смыслом и счастьем, когда многие вокруг, забыв о них, живут в несчастьях, страданиях и бедах.
А теперь, дорогой друг, представьте себе, что каждый человек на земле живет по этим благородным обычаям и традициям.
Вы можете себе представить, какой бы прекрасной стала наша жизнь. Она такой и должна быть. Она такой и будет! Если мы все захотим этого. И она такой становится индивидуально для любого, кто хочет такой жизни!
А когда мы все захотим этого, это непременно настанет.
Весь секрет нашей счастливой жизни в том, во что мы верим, чего мы хотим, что выбираем.
Чеченцы.
Представители этого рода,
Все Чеченцы, а правильней – Нохчи.
Есть прямые наследники Ноя,
Уцелевшее от порчи племя.
У Чеченцев свои разговоры,
Отношение к миру иное.
Им важнее устои, законы,
А потом уже нечто другое.
Им важнее традиции рода,
И священное слово Корана.
У Чеченцев нет в душах забора,
И пустого друг к другу обмана.
У них робости нет и геройства,
Показного, что принято в мире.
Быть Чеченцем, поверьте, не просто,
Образ сути у них много шире.
Им важнее пространство свободы,
Той, что нет у «свободного» мира.
Им важнее раздолье, просторы,
А не наша обмана пустыня.
Им важнее долг Совести, Чести,
Той, что нету у нашего мира.
Быть Чеченцем, поверьте, не просто,
У них идола нет и кумира.
Им важнее Достоинство, Гордость,
Утвержденная в жизни делами.
У Чеченцев свои разговоры,
Непонятные нам между нами.
Есть у них — Уважение к Старшим,
У детей – Уважение к Взрослым.
У них долг Уважения к павшим,
Тех, кто пал за Свободу Народа.
И за землю Отцов своих Предков.
Им важнее на деле Свобода.
Быть Чеченцем, поверьте, не просто,
Это Честь всех людей всего Рода.
И словами не выразить это,
Ведь слова обращенные в воздух,
Неспособны понять и ответить,
Что Чеченцем быть, вовсе, не просто.
Там понятные вещи – понятны,
Белый цвет – называется белым.
У них нет ничего кроме Правды,
То, что можно назвать беспределом.
Там живут по законам Адата,
Совершенство которых понятно.
Месть у брата за кровного брата,
Для меня, не звучит непонятно.
Им важней отношение к Слову,
Неприемлемо слово пустое.
Быть Чеченцем, поверьте, не просто.
Отношение к жизни другое.
Слово Мать — там Священное Слово,
И наполнено смыслом глубоким.
А Отец — он Хранитель Устоев,
Он обязан быть Твердым и Стойким.
Вы в Гостях за столом у Чеченца,
Это праздник и Духа и тела.
Быть Чеченцем, поверьте, не просто,
Благородству их, нету предела.
Если Друг – это Друг настоящий.
Если враг – он Достойный противник.
Сам врагов никогда не искавший,
Но выигрывающий поединок.
И Семья – для Чеченца Священна,
Все, и Братья, и Сестры, и Дети,
Их Родня, — есть Священное Племя.
Быть Чеченцем, не просто, поверьте.
Если встретит Чеченец Чеченца,
Обязательно спросит о Роде?
Если Рода Чеченец не помнит,
Он, уже не Чеченец, поверьте.
Но Слова обличенные в Правду,
Жгут нутро неимущим Достоинств.
Я, пишу то, что видел и знаю,
Быть Чеченцем, поверьте, не просто.
Возразят, мне: возможно ли это?
Слышу ропот толпы, возмущенье!
Если нет Этих Качеств в Чеченце,
Он, уже не Чеченец, поверьте.
Гена Самсонов
Итак, дорогой друг, у тебя есть выбор:
Быть истинным чеченцем (истинным человеком), и жить справедливой, благородной, свободной и счастливой жизнью!
Или быть рабом (лай), отказавшись от признания и соблюдения общечеловеческих ценностей в основе которых благородные обычаи и традиции.
Итак, добро пожаловать всем тем, кто хочет быть истинным чеченцем или истинным человеком в созданный богом реально существующий, справедливый, благородный, счастливый, светлый и прекрасный мир!
Из книги Я.Я.Умаева «Крепость Чеченца»
Ч1ог1а дика бина болх бу х1ара.Дала диканца бекхам бойла хьуна Я.Я.Умаева .
кодекс сий долу йо1и юй теш?!
Таких кодексов быть не может, потому что если мужчины будут жить по вышенаписаному кодексу, то женщины автоматически будут сий долу йо1ари)
Нохчи йоарий всегда были сидол йоарий.
Настоящие нохчи всегда были,есть и будут такими. Браво нохчи. У меня есть такие друзья нохчи.