О. Джургаев: В чем же проблема? Почему мы так долго и трудно прозреваем?
С-Х. Нунуев: Проблема в том, что в то время, когда официальная наука истории была под колпаком у чекистов, граждане не переставали удивляться многим фактам, которые, как говорится, лежали на поверхности. Им невозможно было запретить читать научные статьи и книги, которые выходили, к сожалению, не из-под пера своих доморощенных официально признанных «правильных» историков. Книгу непослушного автора, профессора Кати Зайндиевича Чокаева «Наш язык – наша история», — по требованию обкома КПСС попросту изъяли и сожгли, как сжигали наши тептары (летописи) во время выселения в 1944 году.
Невозможно было запретить читать книги зарубежных авторов (к примеру, книгу Эриха Церена «Библейские холмы»), древние мифы и легенды, где самые непонятные слова можно было читать и объяснять на их родном языке.
Что же произошло в результате такого конфуза?
Когда официальная наука долго молчит, за дело, как известно, обязательно берутся дилетанты. Древних пранахов или протонахов — хурритов, которых в известном смысле можно назвать предками и других некоторых северокавказских народов, они стали величать чеченцами и ингушами. Сам пророк Адам, на их взгляд, был никем иным, как чеченец и разговаривал со Всевышним Аллахом на чеченском языке. Все другие народы мира ведут свое происхождение от чеченцев и ингушей, и даже русские народные сказки – ничто иное, как сворованный у чеченцев фольклор.
Кому такое понравится, тем более, что все это – чистейший бред, рождаемый сильно воспаленным воображением. Хуже всего – такие утверждения – абсолютная профанация проблемы, работающая на тех, кто до сих пор хочет, чтобы она никак не вылезла из категории маргинальной.
На эту тему довольно резко и слишком однозначно выступил недавно в одной из республиканских газет со статьей «Была ли нахская цивилизация» наш известный ученый – археолог, академик М.Х. Багаев, с которым не могу, однако, полностью согласиться. Хотя проблему он поднял правильную.
О.Джургаев Что Вы имеете ввиду?
С-Х.Нунуев. Вот послушайте:
«…До «Новой Эры» миром правили нахи.
Нахам принадлежал весь мир.
Чеченская история — самая длинная история в мире.
Чечеченский язык, сжато и красиво расскажет Вам о любом древнем городе, стране, вулкане, горах и даже о Космосе…
…Греки, взяли и записали все чеченское, на бумагу и сказали, что это их, греческое. И это правда.
…И все их «Подвиги», есть история героического народа, которого очень четко и грамотно обворовали, оставив им только один божий язык, идущий от Адама…
… Имейте в виду, тогда к чеченцам относились и современные славяне. Они все, составляли чеченские племена — половцы, печенеги, скифы,сарматы, гунны и так далее.
… 2000 лет назад, мир раскололся на Римскую империю с их союзниками-католиками и древними чеченцами.
Это были все-все народы и племена, говорившие на «Нохчи Мотт», «Нена Мотт», то есть языке Ноя или так называемом божьем языке Адама.
…Чеченский язык — это ключ ко всем языкам мира.
…Все науки и таинства были переданы Богом чеченцам. Это они придумали колесо и первые арифметические числа. Они первые, кто дал нам 365 дней в году, 12 месяцев с названиями.
…Они первые, кто строили пирамиды и башни в горах. Для пирамид в горах места мало, поэтому в горах башни.
… Они первые заселили Чичен-Итцу…(Латинская Америка. Н.С-Х.М.)
Автор множества подобных публикаций – Марк Шейман, еврей, бывший администратор Махмуда Эсамбаева, хорошо живший в одно время на чеченских харчах и хорошо нас изучивший. Как вы думаете, человек издевается или профанарует проблему?
О. Джургаев: Скорее всего, то и другое вместе.
С-Х. Нунуев: Совершенно верно. Вопросы не перестают существовать от того, что их замалчивают. И в сегодняшнем «демократическим» мире таких вопросов, очевидно, немало, включая и тот, к которому мы в очередной раз хотим привлечь внимание республиканской общественности.
Напрашивается вопрос: почему такое происходит именно с историей вайнахов? Ответ очевиден: потому что сами вайнахи, наши официальные ученые давно отстали от проблемы. Вместо того, чтобы проводить скрупулезные, объективные исследования, наши уважаемые ученые продолжают ее не замечать. А вакуум заполняют любители, которые не совсем хорошо понимают, что история – это наука, для исследования которой нужны специальные знания. Но хуже, когда из истории делают рабыню политики.
В самом начале второй военной кампании в Чечне, по инициативе общественной организации «Новое время» в Москве, в одном их корпусов Российской Академии наук проводилась научно – практическая конференция по проблемам истории и культуры чеченского народа. Автор этих строк выступил на той конференции с сообщением о некоторых вопросах этногенеза и этнической истории вайнахов. Выступившая вслед за мной профессор Козенкова (кстати, научный руководитель М.Х. Багаева) откровенно заявила буквально следующее: чего вы лезете в этот хурритский мир? Разве вас мало убивают? Мало вам того, что с вами делают? Хотела Козенкова нас спасти от чьего-то могущественного гнева, или просто хотела припугнуть – не знаю, не спрашивал.
Выступивший затем М.Х. Багаев, вдохновленный своим руководителем, бросал в зал свои аргументы, словно прокурор: а где клинья? Найдите мне хотя бы один клин! (Имелась ввиду урарто – хурритская клинопись). А найти клин в археологических культурных слоях Чечено-Ингушетии было невозможно хотя бы потому, что у каждой господствующей религиозной идеологии были свои апологеты и они тщательно стирали все, что соединяло народ с прошлым. Мусульманские муллы считали греховным даже посещать могилы предков, которые были похоронены не по мусульманским обычаям.
Некоторое время спустя сам директор Института истории, этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков в своем монументальном труде про общества и конфликты сокрушался, что ни в одном доме чеченцев, включая дом Нунуева, не говорят о хурритах и шумерах как о предках вайнахов…
О.Джургаев: Что же это получается? Демократы в психушки не сажают, но идеологию чекистов бережно блюдут?
С-Х. Нунуев: В политике и господствующей идеологии важна не история, а ее трактовка. Часто ее трактуют не совсем умные люди, которые замечают только лежащие на самой поверхности факты. Если, к примеру, чеченской молодежи все время говорить, что ваша история насчитывает всего несколько столетий, а перед этим вы были дикарями, и если в этой истории, насчитывающей несколько столетий, самые героические, престижные страницы – это жестокая борьба с колонизаторами под знаменами Мансура, Шамиля и прочих повстанцев, включая абрека Зелимхана, то какое самосознание и мотивы самоуважения мы закладываем в сознание будущих дудаевых, яндарбиевых и удуговых? И мы после этого сокрушаемся, что нас каждые полвека убивают…
А не умнее было бы воспитывать свою молодежь в осознании того, что в глубокой древности наши далекие прапредки были цивилизованными людьми, и они вместе с предками других народов внесли большой вклад в развитие человечества? Не умнее было бы внушать своим детям, что героизм – это не самоубийство, бросаясь с кинжалами на пушки, или гранатометами на танки, а ученость, стремление быть нужными и полезными всему человечеству, чтобы слово «чеченец» ассоциировался не с известными нам понятиями уголовного характера, а с такими категориями, как талант, гуманизм, преданность Откровениям Бога?
Совершенно неубедительно и даже непорядочно звучат утверждения наших ученых, что исследуя связи вайнахов с древним Переднеазиатским миром, мы подчеркиваем версию нашей пришлости, отвергаем версию, что мы – аборигены. Дословно это звучит так: «цара вай т1едаьхкина нах ду боху». Такое утверждение рассчитано на болезненность восприятия нашим народом статуса пришлых людей. Я бы убедительно попросил этим моментом не спекулировать. Ведь речь идет о древних корнях этноса, о пранахах, а не о чеченцах и ингушах, этногенез которых действительно проходил на нынешней территории путем смешивания мигрантов с юга и местного, возможно родственного хурритам, населения. В любом случае, если вайнахи живут на своей территории более двух тысячи лет(!) то ни о какой пришлости речи идти не может. Мы же говорим о продвижении на север, в Закавказье урарто – хурритских племен после распада Шумеры, Митанни, Урарту, что происходило почти три тысячи лет назад.
Интересна также версия, что не на территорию Чечено – Ингушетии пробирались хурритские племена не после распада великих царств, а эти царства создавались хурритами, предками вайнахов, которые до миграции на юг проживали на Кавказе. Но у этой версии больше уязвимых мест.
В любом случае, проблема для нахской истории поистине глобальная. Иначе просто невозможно объяснить антропологические характеристики хуррито – нахов, особенности куро – аракской культуры, лексические совпадения, общую топонимику, параллели в мифах, легендах, сказаниях, многое-многое другое, что крепко объединяет нас с тем миром в далекую доисторическую эпоху, о чем наши ученые прекрасно знают.
Ставить вопрос: «Была ли нахская цивилизация?» — не корректно. Тем более в газете для учителей, словно пугая их и учеников табуированностью этой проблемы.
Много в мире народов, которые в одно время создавали общества с атрибутами государственности, а затем все теряли в силу различных причин. Такой индоевропейский народ, как армяне, предки которых пришли в Закавказье из Балкан три тысячи лет назад, к примеру, выросли на чужой им урартской цивилизации, расплодившись из долины реки Хайасы. (Сами себя они называют хайями). Нахи же продвинулись не только с территории, которую сейчас занимают армяне, но и с берегов Урмии, где главным хурритским городом был Дурдукка. Дурдук – от дуьра дукъ, ибо вода в Урмии соленая и в Дуьра Дукъ добывали соль. Переселившихся из Дурдукка в Закавказье хурритов (нахов) грузины стали называть дзурдзуками, как мы сегодня даргинцев, переселившихся к нам из Цудахара (главное поселение даргинцев) называем ц1адахьарой. Так же, как русских украинцы называют москалями.
У нашего народа действительно очень глубокие, удивительные корни и отрицать это в то время, когда весь мир об этом говорит – просто нелогично, неприлично, с какой бы стороны не подойти. Если, конечно, человек сознательно не вредит народу. А загадок в этом вопросе на самом деле много. К примеру профессора Кати Чокаева отбросили на обочину, в стан маргиналов. Его научные статьи просто не включили в выпущенный недавно учебник истории Чечни.
Все сказанное требует радикального переосмысления проблемы формирования национальной идеологии и национального самосознания, национальной культуры по большому счету. Разве не получают конкретную поддержку и помощь наши научные и творческие организации от Председателя Парламента республики Дукувахи Абдурахманова?