«Не забудь ни в коем случае никого из тех, кто хоть раз напоил тебя водой», — говорят вайнахи.
Сначала — вкратце о том, что же такое собственно этика. Этика — греческое слово. Это философская наука, объектом изучения которой является мораль. Этика — наука нормативная. Она объясняет, что такое мораль и в то же время учит морали.
Этика у любого народа возникла в результате отделения духовно-теоретической деятельности от материально-практической, то есть она появилась с зарождением классового общества. В то же время этика призвана была теоретически решать те же самые практические нравственные проблемы, которые возникали перед человеком в жизни (как должно поступать, что следует считать Добром, а что злом и т.д.).
С принятием народами религий, этика приобретает специфические основы и понятия норм поведения человека в семье, обществе и т.п. То есть у любого народа она решает два рода проблем: вопросы о том, как должен человек поступать (нормативная этика), и собственно теоретические вопросы о происхождении и сущности морали.
Наше время можно обозначить как эпоху массовой утраты моральных ценностей. Поэтому обращение к опыту минувших поколений, к нормативной этике наших дедов и бабушек представляется сегодня очень полезным. Наши предки не были грамотными по нынешним понятиям, но они были мудрыми, из поколения в поколение передавали своим детям нормативную этику. Здесь уместно вспомнить одну любопытную вайнахскую притчу.
Однажды пришла женщина к мудрейшему с просьбой научить ее правильно воспитать младенца.
Мудрец спросил:
— Как укладываете ребенка спать? Вдоль или поперек кровати?
Женщина ответила:
— Вдоль.
И тогда старец сказал:
— Мои советы уже не помогут, вы пришли слишком: поздно. Он уже повзрослел…
Из века в век складывались нравственные нормативы вайнахов, обогащаясь новыми критериями, обычаями, неписанными правилами. Главным критерием была и остается духовная чистота человека.
Среди этических норм нравственная культура у вайнахов занимает одно из ведущих мест. Давайте разберемся с понятием «культура поведения».
Это есть совокупность форм повседневного поведения человека (в быту, в труде, общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и нравственные нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то культура поведения учит, каким конкретно образом должны осуществляться в поведении требования нравственности, как внешне должно проявляться поведение человека. Нравственные нормы должны органично, естественно и непринужденно сливаться с образом жизни человека, стать его повседневным неотъемлемым жизненным правилом. Испокон веков, где бы человек не был — в семье или в общественном месте, в гостях или в пути, у вайнахов высоко ценились такие качества, как верность, выполнение обещаний, искренность, умение недвусмысленно и открыто выразить свою мысль. В широком понятии нравственность — это все области внешней и внутренней культуры человека, т.е. этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах и т.д. Этика требует от личности культуры речи, умения грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям.
Каждый народ может гордиться присущими ему нравственными нормами. Можно привести десятки примеров, когда эти устои соблюдаются большинством народа. Но, к сожалению, наблюдается и «пробуксовывание» в нашей сложной жизни, когда многие исконные черты теряются. Относится это и к вайнахам.
Вроде бы все понимают, что этическая нравственность воспитывается, начиная с семьи и кончая высшим учебным заведением. А что получилось у нас? Если в какой-то мере в семьях и ведется этическое воспитание, то этого не скажешь о школах и ВУЗах. Семьдесят пять лет нашей жизни при бывшем СССР не велось такого воспитания в высших учебных заведениях и общеобразовательных школах республики. Учителя и преподаватели стали самыми бедными в мире, их уровень жизни доведен до низшего показателя. И о какой воспитательной работе, о каком внедрении нравственной культуры у них можно спрашивать? Не решив проблему социального благополучия учителя, невозможно рассчитывать на достижение позитивных результатов ни в проведении коренных преобразований в народном хозяйстве, ни в осуществлении повсеместной демократизации общества, ни в решении социальных проблем.
Сама логика и суть суверенного государства требует сегодня воспитания культуры нравственной, культуры человеческого общения, культуры правовой и т.д.
В настоящее время мы, как никогда ранее, ощущаем социальную потребность в высокоразвитой культуре человеческих взаимоотношений, или, другими словами, потребность в нравственной культуре людей, которая призвана стать важной и неотъемлемой частью духовного возрождения чеченского и ингушского народов.
Обратимся к нашему прошлому. В процессе конкретно-исторического развития общества, у вайнахов формировались различные по своему содержанию и значению нравственные ценности, в которых отражены представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, счастье и горе, чести и бесчестии и т.п., с их помощью человек мог оценивать конкретные житейские ситуации, поступки и поведение. В этих представлениях, понятиях фиксировалось определенное отношение людей к явлениям и процессам нравственной жизни, выражавшее их одобрение либо осуждение.
Моральные ценности человека в недалеком прошлом регулировались Мехк-кхелом. Это был институт этической нравственности. А что сегодня? Любой «политик», просто рядовой гражданин старается оценить суть и содержание Мехк-кхела только с отрицательной стороны, хотя многие члены этих объединений проводили неоценимую работу по нравственному воспитанию общества.
Приведем примеры из нашей прошлой жизни, относящиеся к нравственной культуре.
Синкъерам — издавна был одним из моментов проявления этики у молодых людей. Здесь по-настоящему соблюдался этикет, здесь же молодые вайнахи и учились ему- Нет необходимости полностью раскрывать всю суть синкъерам, она известна. Остановимся лишь на отдельных аспектах нравственной культуры. Так, молодой человек не имел права обращаться к девушке без ее согласия. На синкъераме запрещалось сквернословить и грубить. Каждое свое слово молодые сверяли, так сказать, со шкалой нравственности, диалог между ними шел на равных, ценилась добрая шутка, знание пословиц и поговорок и т.д.
К великому сожалению, сегодня все это во многом забыто. И, как результат, — в селах Чечни и Ингушетии очень редко ныне проводятся традиционные синкъерам из-за опасения, что они будут омрачены отдельными молодыми людьми своими безнравственными поступками. Более того, на нынешнем синкъераме подвыпившие парни, любящие пострелять, могут нечаянно убить кого-нибудь.
Вот другой пример нравственной культуры. У вайнахов, когда идут двое, не связанные родственными узами, справа располагается старший из них. Известный чеченский этнолог Саид-Магомед Хасиев, изучающий проблемы, связанные с вайнахскими обычаями и традициями, аргументировано доказывает, что «при одинаковом возрасте посторонних, едущий первым должен приветствовать идущего, а идущий сидящего, независимо от общественного положения кого-либо из них».
Говоря об этике вайнахов, можно привести сотни и сотни примеров, как родители воспитывали своих детей. Они избирательно относились к предлагаемым обществом нравственным ценностям, согласовывая их с объективными условиями своей жизнедеятельности.
Сегодня нравственные вывихи высветились во всей своей неприглядности. В результате действия субъективных факторов образовался своего рода механизм торможения социально-экономического развития, В духовной сфере это привело к деформации принципов социальной справедливости, равенства, гуманизма, коллективизма, способствует широкому распространению различных негативных явлений: показной деловитости, безответственности, праздного образа жизни, тунеядства, пьянства, наркомании и других…
Несоответствие моральных принципов реальным условиям способствует появлению так называемой «двойной морали». В ней различаются, с одной стороны, мораль напоказ, когда человек предъявляет обществу значительные нравственные требования, говорит высокопарные слова о необходимости их соблюдения, а с другой — мораль для себя, когда он приспосабливает эти требования, а подчас нарушает их для удовлетворения эгоистических корыстных желаний. Примеры? К сожалению, мы ежедневно сталкиваемся с ними…
Мы не можем согласиться с теми, кто утверждает, что вайнахи потеряли нравственную культуру. У кого она была, в ком воспитывалась с малых лет с молоком матери, она сохранилась и поныне. Несмотря на все деформации общества, народ хранил и будет хранить этическую нравственность. Это не вещь, чтобы в нужное время купить в коммерческом магазине или на рынке.
Аморальные явления многолики, распространены в республике в различных сферах жизни. В каждом селе, в районе, семье знают конкретных лиц, нарушающих нравственные устои вайнахов. Как в прошлые века, они должны быть осуждены народом, к ним необходимо применять самые строгие меры. Вплоть, как это было в старину, до изгнания из села. А общие призывы на митингах, по телевидению, что мы должны быть хорошими, — это запоздалая музыка.
Стабильность современного состояния нравственной жизни требует решения триединой задачи: переоценки существующих нравственных ценностей в республике, всеобъемного отражения в них реальной жизни; перестройки сознания личности, поворота его от закоснелых, бездейственных идеалов и норм к критическому осмыслению реальности, активному восприятию всего прошлого и нового, прогрессивного; проведения радикальных преобразований всей системы общественных отношений на базе общечеловеческих ценностей, теоретически разработанных и конкретизированных применительно к различным видам деятельности. То есть мы должны иметь национальную идеологию по воспитанию подрастающего поколения на основе религиозно-нравственных принципов.
Важная роль в решении этих проблем отводится нравственной культуре личности. И здесь мы видим значительную роль школы и ВУЗа. Введенный новый системный предмет — «Основы вайнахской этики » — должен способствовать этическому воспитанию молодежи. Глубоко усвоенные школьником, студентом такие понятия, как честность, ответственность, совесть, долг, справедливость, доброта, преданность и другие, пронизывая все компоненты сознания, возвышают юношей и девушек над миром повседневных обязательств, делают сильнее, увереннее, пробуждают в них особый творческий подъем, активное отношение к жизни.
Суверенному государству нужны люди с твердыми гражданскими установками, способные быть на высоте своего нравственного долга, твердо стоять за истину, свободу, не подверженные лицемерию. Человек с высокой этической культурой не пройдет мимо страданий и горя других людей, не смирится с проявлениями расхлябанности, безответственности, воровства, тунеядства и т.д.
О любом народе судят, ознакомившись, прежде всего, с его лучшими зданиями, памятниками, улицами и т.д. Здесь, к сожалению, нам похвалиться нечем. Даже то, что мы имели в последние годы, пусть и не лучшее, разрушила страшная война. А все это создавалось народом годами, а иное и веками!
Когда речь идет о нравственной культуре — мы знакомимся с людьми, с их этикой. «О каждом народе следует судить по тем нравственным вершинам и по тем идеалам, которыми он живет» (Д.С. Лихачев).
В народе самое главное — его нравственные идеалы. Их воспитывают с детских лет. Но сегодня эти идеалы мы постепенно теряем. Осталась единственная надежда на религию, на семью и школу.
Процесс утверждения нравственной культуры в сознании и поведении личности содержит в себе определенные трудности, есть и противоречия. Он неразрывно связан с конкретными условиями жизнедеятельности, находится в прямой зависимости от характера, содержания, этического воспитания, воспитательной деятельности различных социальных институтов, от степени моральной зрелости и этической подготовленности воспитателей, от уровня развития внутренней активности, заинтересованности личности. Нравственные изъяны в жизни, получившие у нас распространение в последние годы, явились следствием ослабления взаимосвязи личности и семьи, личности и коллектива, школы и семьи. Вспомним слова В. Распутина: «Что же касается каждого из нас один пил горькую, другой набивал собственный карман, третий поступался профессиональными и человеческими принципами, четвертый витийствовал … Не все, не все, тороплюсь оговориться, что не все, но у всех на глазах. Стало быть, нравственные, духовные понятия в немалой степени были извращены и подорваны, и продолжалось это не год и не два». («Известия», 1987, 14 марта).
Что и говорить, в нравственной культуре у одних людей стали преобладать черты и особенности антиобщественного звучания, другие же, осуждая в душе различные пороки, были и остаются сторонними наблюдателями, не проявляя должной степени активности в борьбе с ними. Чтобы одержать решительную победу над косностью и равнодушием, мещанским образом жизни и иждивенчеством, нечестностью и безответственностью, т.е. всем тем, что искажает гуманистическую, коллективистскую сущность нашего общества, необходимо привести в действие потенциальные возможности каждой личности, разбудить ее творческую энергию и инициативу, способствовать формированию иммунитета против нравственной коррозии, а также создавать все необходимые условия для того, чтобы активность каждого человека органично сливалась с общественнозначимыми действиями других людей.
Наши рассуждения требуют подвести некоторые итоги. С самого рождения человек включается в общение. Первоначально это общение младенца с матерью и со взрослыми; к 4-5 годам у ребенка складывается потребность общения со сверстниками, которое играет в его Развитии не меньшую роль, чем взаимоотношения со взрослыми. Это общение носит естественный характер: в отношениях со взрослыми ребенок пассивен, эти отношения им слабо осознаются и обдумываются; общение со сверстниками — ситуативно, конфликты и недоразумения в контактах поверхностны, легко переживаются и скоро проходят.
Совершенно меняется картина в переходный возраст, это в полной мере обнаруживается к 14-15 годам, когда и юном человеке просыпается «чувство взрослости», он как бы открывает в себе внутренний мир переживаний, мотивов, личных предпочтений; он открывает себя, и это открытие нередко выражается в сознании своей неповторимости и уникальности. Соответственно перестраивается и общение: в отношениях с товарищами уже нет былой непосредственности, отношения с родителями и другими близкими родными, оставаясь по форме простыми и безусловными, наполняются новым содержанием. Все это необходимо учитывать родителям и тем, кто связан с этой категорией молодых людей.
В этот период у юношей и девушек наступает момент, когда они должны соблюдать правила хорошего тона и поведения, которые призваны регулировать безличные отношения между людьми, формы взаимного обхождения и поведения.
Нравственная культура общения требует вежливости и тактичности. Вежливость предполагает внимательность, уважительность, доброжелательность к людям, готовность оказать поддержку каждому, кто в ней нуждается. Иными словами, вежливость — это поведение в соответствии с достоинством данного человека.
Если в вежливости отражена доброжелательность в отношениях с людьми, то в тактичности выделено умение осуществить свою доброжелательность в отношении конкретного лица, учесть ситуацию и своеобразие личности человека при общении с ним, проявить к нему уважение и в то же время сохранить собственное достоинство. В качестве граней тактичности можно выделить почтение к старшим, учтивость, предупредительность в отношении слабого, младшего и, конечно, скромность.
Беседу о нравственной культуре хочется закончить словами замечательного ученого Бальтасара Грасиани: «… Пусть человеческая натура возвышается над обязанностями сана, а не наоборот. Как ни высок пост, покажи, что личность выше». (Бальтасар Грасиани, «Сокровища мудрости». М., 1986, с. 85).
Так давайте жить по этике нравственной культуры! Иначе погибнет все то — ценное, что мы веками накопили.
Эди Исаев — кандидат исторических наук,
Правильная трактовка ,спасибо, что у народа есть такие умные и знающие свои обычаи люди. И правильные слова,каждый народ, бесценен тогда,если есть мораль и этика……………………..
Только один вопрос у какого народа это » ..есть такие умные и знающие свои обычаи люди..» тут говориться о культуре каких-то «вей нахов» а что есть такой этнос по национальности это самые » вей нахи» хотя этому горе писаке и понятно какой из этого автора имеющего даже ученый степень » кандидата исторических наук» Эди Исаева историк который даже не знаетчто никогда не было и нету этноса под названием состоящим из чеченского — нохчи словосочетания «вай нахи» — » наши люд». Он так старательно избегает в своей этой писульке настоящее историческое название нашего славного и древнего народа НОХЧИ- ЧЕЧЕНЦЫ. Пора уяснить всем некогда ассимилировавшим в нашем чеченском народе инородцам для которых те самые НОХЧИ-ЧЕЧЕНЦЫ так и не стали им своими-родными хотя те приняли их предков в разные времена под свое покровительство и позволили поселиться на своей земле а те с радостью переняли язык НОХЧИ и стали ими и назвать себя что на этой ЧЕЧЕНСКОЙ земле проживает ЧЕЧЕНСКИЙ народ — НОХЧИ и никакого народа под выдуманным этими ассимилянтами названием » вей нахи» нету не было и не будет.