…Отделкой золотой блистает мой кинжал, Клинок надежный, без порока Булат его хранит таинственный закал — Наследье бранного Востока…
М.Ю.Лермонтов. Поэт. 1838
Эти слова великого поэта являются высшей похвалой и кавказским клинкам, и его мастерам-оружейникам, имевшим широкую известность во многих странах мира. Народы
Северного Кавказа, среди них и чеченцы славились качеством своего оружия. Секреты изготовления клинков уходили далеко в глубь веков и передавались от отца к сыну, из поколения в поколение.
В преданиях народа сохранились сведения о том, что холодное оружие высокогорных чеченских обществ Шатой, Шарой, Майсты, Малхесты было популярным в Грузии среди хевсуров, тушинов и других народов. Не менее популярными шашки и кинжалы чеченцев были у казаков. Особенным успехом пользовались клинки из аулов Большие и Малые Атаги, Джугурта, Дарго, Дайкур-Аул (Старый Юрт).
До наших дней дошло немало сведений о производстве оружия, в том числе и огнестрельного: ружей (чеч. — мажар топп, нохчийн monn),пистолетов (нохчийн тапча), пороха (молха)\1\. Наличие у чеченцев «огненного боя, фузей, ружей, свинца» отмечалось русскими источниками еще в начале XVII века. В 1812 году A.M. Буцковский свидетельствовал о производстве среди чеченцев пороха, ружей, их хорошем качестве.\2\ Однако мы не знаем имен многих мастеров. Навсегда останутся для нас тайной их фамильные секреты изготовления оружия.
В былинах, легендах, устных сказаниях чеченцев и ингушей говорится о чудо-мечах (гоьрда, галакх, даст, гама, тур), сабле (тур), шашке (г1оьрда, тур, г1ама) кинжале (шаьлта), способных перерубить клинок врага, лошадь вместе с седоком, высекать искры из камня.
На Кавказ попадало немало клинков с Запада и Востока. Паломники с Северного Кавказа, купцы ввозили самые разные виды оружия. Они же способствовали вывозу местных клинков, ружей, пистолетов, защитных средств, пользовавшихся везде большим спросом.
На Кавказе даже в настоящее время можно увидеть сабли, шашки с различного вида надписями, рисунками и клеймами: венгерскими, турецкими, золингенскими, иранскими, златоустскими и др.
До наших дней дошли многочисленные названия клинков: мисар болатан тур[3]- египетская булатная сабля; шемара болатан тур- дамасская, сирийская булатная сабля; туркойн герз- турецкое оружие; г1ажарийн тур- иранская сабля. Однако большую часть сохранившегося оружия как в частных коллекциях, так и в музеях составляет оружие местного, кавказского производства.
Отличие сабель, шашек, кинжалов друг от друга, множество видов клейм или имен мастеров говорят о том, что на Кавказе и, в частности, в Чечне имелось кустарное производство, семейный промысел, где мастера из поколения в поколение занимались изготовлением оружия, совершенствуя свое мастерство и технологию.
Чеченцы, как и многие народы, издревле к кузнечному делу и работе кузнеца относились с почтением. Человек, управлявший огнем, подчинивший его себе и познавший таинства железа, пользовался большим уважением. Труд кузнеца среди чеченцев считался престижным. Естественно, наряду с изготовлением оружия кузнец делал предметы домашнего обихода, хозяйственный инвентарь и многое другое. Его работа во все времена помимо обыкновенного любопытства вызывала восхищение. Отлучки в горы, поиск и завоз руды, выплавка металла, постоянная работа у огня способствовали созданию ореола таинственности и всевозможных суеверных слухов вокруг кузнеца.
Вплоть до XV-XVIвека чеченцы и ингуши пользовались в основном собственным сырьем, добывая железо в горах, о чем свидетельствуют археологи. Они достигли больших познаний в обработке металла, развивали ремесла, осваивали более совершенные технологии.
Определенным подтверждением тому могут служить чеченские (вайнахские) названия
руды, видов металла, их элементов и необходимых средств для его обработки:
руда (железная) — ачо;
железо — эчиг;
сталь — болат;
чугун — чуьйна;
медь — ц1аста, йоьз;
олово — г1ели;
свинец — дат;
бронза — борза;
ртуть — гинсу;
цинковый сплав — наш1пар; золото — деши; серебро — дети; молот — варзап; молотобоец — варзап-хо; наковальня — нуьйжа;
печь (металлоплавильная) — кюрк (эчиг лало); зубило — да1ом;
инструмент для изготовления дол — то;
закладка для изготовления топора, в т.ч. боевого — к1алот;
клещи — морзахи т. д.
По мере завоза булатной, дамасской стали с Востока, а также качественной стали из России мастера перешли на привозное сырье. Сталь, вероятно, поступала в виде слитков или небольших полос. Впоследствии широко использовались вагонные рессоры.
Методы обработки металла, его закалка (дахчор), естественно, были секретами чеченских мастеров-оружейников.
В народной памяти сохранились многочисленные названия булатов,[4] часть которых позднее стали мужскими именами:
— ц1оькъа болат (Ц1оькболат)- «барсу подобный булат» (узорчатый, полосатый).
— хаза болат (Хазболат)- «красивый булат», положивший начало известному имени на Кавказе — Хазбулат.
— сема болат (Самболат)- «недремлющий булат», имя — Самбулат.
— джам болат (Джамболат)-джам, джамаг — боевой топор, «булат для боевого топора», имя — Джамбулат.
— 1аьржа болат (Арболат)- «черный булат», имя — Арбулат, Арболат.
— товш болат (Товболат)- «видный булат», «солидный булат», имя — Товбулат, Товболат.
— бе болат (Беболат)- «особый булат», чеченское имя Беболат (слышится «и», пишется «е») русскими произносится как Бей-Булат.
В старинной казачьей песне есть слова: «Клинок Базалая, булат Атаги…». Все это вместе взятое свидетельствует о некогда хорошо развитом кузнечном производстве и оружейном промысле у чеченцев.
В своей научной работе историк Ш.Б. Ахмадов отмечает:
«… Хорошее развитие получила… металлообработка, чеченские… мастера изготовляли разнообразные металлические изделия… украшения, военные доспехи и снаряжения. Были… села, в которых мастера-ремесленники существовали за счет обмена изделий своего ремесла… Таким селением, например, был Гаджи-Аул, существовавший на реке Аргун до 1816 года. Занимались металлообработкой… жители сел Дарго, Ригаха, Атаги и др. К. Самойлов утверждал, что почти в каждом чеченском ауле изготавливают необходимые в хозяйстве металлоизделия, в том числе и огнестрельное оружие.
В Чечне были селения (по свидетельству Д. А. Милютина. — И. А.) в которых большая часть жителей была оружейниками, но были и такие (например, с. Атаги), которые занимались изготовлением только исключительно оружия»[5].
Особой славой и популярностью на Кавказе и далеко за его пределами пользовалось местное оружие — знаменитые шашки Гурда, Терс-маймал («волчок»). Лучшими кинжалами являлись кинжалы прославленных мастеров по имени Базалай и Ханепи (Хенап) (Базалай шаьлта, Хьенипан шаьлта).
Подтверждение этому мы встречаем и в работе военного историка XIX века В. А. Потто:
«…Между местными кавказскими мастерами в старое время были такие, изделия которых не только не уступали старым европейским клинкам, но даже превосходили их, предназначаясь почти исключительно для рубки панцирей. Такова, например, знаменитая на всем Кавказе «Гурда»… Такой же славой пользовались на Кавказе кинжалы старого Базалая; но настоящие из них так редки, что немногим удавалось даже видеть их, и большинству они известны только понаслышке. Клинки эти высекают огонь не хуже огнива и бреют бороду как бритва…»[6].
Трудно сказать о времени наибольшего расцвета оружейного производства на Кавказе. Однако очевидно, что оно уходит в глубокую древность.»Удар и защита — вот два начала, боровшиеся между собой… Первый железный меч породил кольчугу. А кольчуга заставила совершенствоваться меч».[7] Эти слова авторов статьи «Тайна старого Базалая» наиболее точно отражают начало совершенствования ударного и защитного вооружения не только на Кавказе, но и во многих странах мира.
[1] В последующем в скобках все названия даются на чеченском языке.
[2] Буцковский A.M. Выдержки из описания Кавказской губернии и соседних горских областей. 1812; История, география, этнография Дагестана. XVIII-XIX вв. .М., 1958. С. 243.
[3] Тур — наиболее употребляемое вайнахское название меча, дошедшее до нас, несмотря на видоизменения клинков. Пама — также древнее название меча, впоследствии стало наиболее применительным к большим кинжалам-мечам и шашкам.
[4]Словом «булат» чеченцы также называли качественную сталь, не уступавшую булату. \5\ Ахмадов Ш.Б. Ремесленные занятия чеченцев и ингушей в XVIII-XIXвв. Грозный, 1986. С. 9.
[6]Потто В.А. Кавказская война. Т. 4. М., 1888. С. 548, 549.
[7] Жолондовский 0., Ильчук Н. Тайна старого Базалая 11 Техника молодежи. 1970. №3. С. 44.