Нохчалла — ориентир на уровне души — Нохчалла.com — Чечня, чеченцы, обычаи, традиции, история и многое другое
Обычаи и традиции

Нохчалла — ориентир на уровне души

Г1иллакх - правила поведения чеченцев

Саид-Мегомед ХасиевАдминистрации сайта Нохчалла.com посчастливилось встретиться с известным чеченским этнологом Саид-Мегомедом Хасиевым. Как говорил в одном из интервью Ян Чеснов: «Сайд-Магомед умеет слушать. Это я наблюдал, когда мы вместе путешествовали по Чечне в поисках мудрости. Простые люди, к которым мы обращались, понимали важность такого предприятия. Мудрость хочет быть услышанной, но суета сует этому мешает. Иногда появляются такие люди, как Хасиев, и тогда мудрость движется, переходит от одного к другому, а кто это видит, радуется. Этнография, которой занимается Хасиев, причастна к мудрости. Он – философ в этнографии. Иначе говоря, он крупнейший представитель философской антропологии на Кавказе».

Беседа наша с Саид-Мегомедом была очень информативной. По каждому слову, что говорил Хасиев, можно писать целые книги — на столько глубокий смысл имели эти слова. Я рассказал ему о нашем проекте Нохчалла.com, о целях сайта, после чего Саид-Мегомед изъявил желание помогать нам в популяризации чеченских обычаев и традиций, делать небольшие интервью, писать статьи. К моменту нашей встречи у Хасиева уже имелась подготовленная специально для нашего сайта статья. Ниже можете ознакомиться с ней:

Ко мне не первый раз обращается Зелимхан, администратор сайта Нохчалла. Я давно, с начала, как образно выразился мой друг Медуев Султан, чеченской «апупеи», выпал из обоймы научного мира. Серьезно и целеустремленно до этого проработал над научными проблемами: «Земледелие; Домашние промыслы и ремесла; Скотоводство». Их разрабатывал по сложившимся академическим научным канонам и с интересом. Рукопись 1-го сохранилась в архиве Института Этнографии АН СССР, откуда её извлек Музаев Магомед, начальник Архивного управления ЧР и издал, а рукописи 2-х последних сгорели вместе со зданием ЧИ НИИ, если не сохранились у моего научного руководителя по канд. диссертации д.и.н. Б.А.Калоева. Все остальное делалось попутно, по наитию, из простого любопытства.
С самого начала своей научной деятельности я твердо знал, что мне не уготован светлый и широкий путь в научном мире, т.к. вопросы к. меня интересовали, не были актуальны с позиций руководства Республики. Да и себя я не считал и не считаю способным «хватать с неба звезд». Работал я, как упомянул выше, ради собственного интереса. Мне действительно было интересно заниматься тем, чем занимался.

Я не склонен осуждать тех, кто уехал из Республики, кто занимался наукой, защищал диссертации. Меня этот путь не прельщал. Не из-за героизма и патриотизма \ и от 1-го, и от 2 – го\ в расхожем их смысле – далек. С 1-м я не имею ничего общего, а относительно 2-го:
Во – первых, все должно быть искренне.
Во – вторых, за каждую мысль, за каждое слово, тем более зафиксированное на бумаге, ты несешь, полную ответственность ,не говорю расхожее – перед Всевышним, а, хотя бы, перед будущими поколениями.
В – третьих, потрясай предки чеченцев Земли и Небеса, какое отношение, я лично имею, к этим «славным деяниям»? Никаких-таких собственных заслуг в этом я не нахожу. Не гордиться должно, а, на мой взгляд, стараться быть достойным их деяний! Рассуждая здраво, как мне прикажете воспринимать тех, кто любят об этом шуметь (Это относится не только к чеченцам, которые подобно детям, пытающихся занять вертикальное положение, т.е. самоутвердиться)? Каббала, занимаясь этим тысячелетиями не только щенят, но и всех собак давно препарировала!
В – четвертых, ну , что с того, что мы нухиды? Да чуть ли не половина человечества — нухиды! Монголоиды по времени, скорее всего, относятся к предшествующему кругу! Ну и что с того? Мы нынешнее человечество есть то, что есть! И не более того. О человеке мы судим по его реальным, хочу подчеркнуть, созидательным делам, тоже самое, относится и к этническим образованиям. Каждый из нас, как и этнические, и конфессиональные, и социальные сообщества – лишь гости в этом бренном мире. Спрос же с нас будет – персональным… Об этом принято не вспоминать. А помнить следовало бы!

Когда Сулейманов А. пришел ко мне с мыслью о Нохчалла, я категорически возражал. У этноса (любого) должно быть нечто сокровенное, которым он дорожит и которому неизменно, как говорится, по велению совести — следует. Ахьмад же ссылался на адыго-хабз: «Если им можно, то почему нельзя нам?». Оправдание можно найти всему, примеров – тьма. Но в данном случае, вопрос: «Им можно, а нам – нельзя?» — неуместен. В данном случае, речь идет о сохранении некоего внутреннего стержня, потаенной, интимной — очень дорогой и весомой ценности, о которой не принято делиться с каждым встречным – от размывания, разъедания ржавчиной обыденности, а все, что переносится на поверхность, по простому физическому закону нашего бытия – бледнеет, ржавеет, мельчает.
Ахьмад Сулейманов был поэтом от природы и, соответственно, мы на один и тот предмет смотрели с разных позиций… Остается впредь только одно, чтобы не опошлить эту принадлежащую уже не только чеченцам ценность…
Нохчалла – это программа для достойной жизни достойного человека, который известен у чеченцев под термином – «Къонах!» Это берегли наши предки как последний патрон!!
Нохчалла и Къонах были и остаются тысячелетиями последним оплотом, откуда этнос подпитывался энергией и силой для возрождения после очередных трагедий, но ныне и они оказались под открытым небом, на перекрестках бытия. Ныне последний пустозвон и пустобрех с серьезной миной на лице может о них рассуждать, кроить, не имея представление о существования – лекала… Надо быть глухонемым к восприятию фонетики, чтобы дефиницию «къонах» связать с «къу» – «вор», т.к. они занимают позиции диаметрально противоположные : Къонах сродни с «къо» с къона – молодость, несовершеннолетие, тогда как 2-е — с «къух» — сорняк!

Нохчалла – не Устав, не Конституция, … а жизненно необходимый внутренний, на уровне даже не сердца, а души – ориентир, предназначенный каждому индивиду, в каком бы сообществе он не оказался. Ведь и мировосприятие у чеченцев оказалось уподобленным «Древу жизни», т.е. трехчастным:
1. То, что воспринимается чувствами, эмоциями, т.е. зрением, слухом и т.п.- кроне.
2. Стволу уподобляется, познанное и воспринятое – сердцем. Потому и полагается, телесное держать под пятой контроля сердца.
3. Но самое значимое, сокровенное – восходит к душе.. или корню!

Если в других системах приоритет государства или конфессии являются приоритетными, то у чеченцев центром, осью всего и вся – Человек!! Вот этого – то и не хотят признать и принять все инакомыслящие системы, в том числе и современное поколение самих чеченцев. Многое из того, что сейчас выставляется на первое место, о котором часто и громко говорят, к примеру – «Яхь», оказался не осевым, родовым по своей значимости в данной системе, а 2-м, а может быть и 3-м в иерархии ценностей…
Человек, а не лицедей; не индивид, а Личность – поставлен во главе угла традиционной чеченской культуры! Именно этим своим качеством, еще как-то сохранившемся у нас и представляла значимость не только для нас самих, но и для всех представителей цивилизованного человечества, которые еще не утратили окончательно истинно человеческие качества!
В мире существуют определенные физические закономерности – от которых никто не освобожден. Один из них гласит, что физический объект более массивный и объемный, захватывает в свою орбиту – менее емкое. Россия и Чечня, да и Кавказ в целом – несопоставимы. Сегодня не остается сомнений, что чеченцы (что продемонстрировано со всей наглядностью событиями последних 10-летий прошлого века) из атомарного , личностного превратился в толпу, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Сейчас не идет разговор о том, хорошо это или плохо для самой России. Для любой властной системы, как его не именуй – это благодать. Вопрос в другом, как все это скажется в перспективе, на будущем самой России и русского народа? Не секрет же, что народы созданы Всевышним, чтобы они учились друг от друга. Учится – никогда и ни у кого не считалось делом унизительным! Это уже заставляет воздерживаться от однозначных ответов на поставленную проблему. Мир динамичен, что сегодня представляется надежным и крайне значимым, вдруг оказывается – мыльным пузырем. Мы, и русские, и чеченцы, и остальные народы цивилизации это не только проходили, а испытали на собственной шкуре.

Если русский народ — народ действительно спаситель человечества и его духовности, как в этом убежден, во всяком случае, каждый третий природный русский, то факт самого существования примера ценности достойного Человека – огромное приобретение для всех. Во всяком случае, для тех, кто живет и хочет жить – не одним хлебом единым! Силы света и добра сегодня в мире – явно в убыли. Не будем на этом сосредотачиваться, но не забудем при этом, что перспектива видения будущего прямо пропорционально реально освоенному прошлому…
Кавказцы, в том числе и чеченцы, в отличие от многих цивильных народов мира, твердо вставших на стезю виртуальной демократии, основанного на вседозволенности индивида, сохранили достоинство Личности. Сама дефиниция демократия теряет свою сущность, если реальное, обыденное, повседневное достоинство подменяется его эрзацем. Мало кто обращает внимание, что отцы нынешней науки, выявляя признаки цивилизации как завороженные, умалчивают один из сущностных её признаков. Всегда и везде, на этапе упадка появляется некое антиестественное, аморальное, следовательно, и безнравственное человеческое существо — нечто ОНО, что сегодня и превалирует в цивильном мире. Причем, сегодня это преподносится как единственно достойный человека ценность! К сожалению, и Россия стремительно вбегает, если уже не увязло в этой трясине. Между тем не секрет, в том числе и для науки, что нравственность суть человечества как вида, выделяющего его из всего остального мира. Человек — венец Природы и наместник Творца на Земле только в том случае, если в нем сохраняется императив морали. Остальное все – словесная мишура…
Нисколько не сомневаюсь, что в мире есть могущественные силы, которым эта краткая и доступная для всех слоев населения система, станет костью в горле и поднимется гвалт. Я не считаю себя Луной и тем не менее, на Луну еженощно лают 10-ки и 100-я тысяч псов и, тем не менее, она остается к этому равнодушной — Луна не изменяет своей природе.
Ниже прилагается ценностная шкала чеченца. Читателю судить насколько она удалась. Я пытался, в силу своих возможностей, как таблицу умножения для школьника, собрать основополагающие ценности Къонаха, т.к. для Нохчалла – это опорная, становая конструкция…

Сам я никому не завидовал, не враждовал и не оставлял нуждающегося без помощи, которую способен был оказать. Так уж воспитан. Из-за стола не вставали, не поблагодарив Всевышнего, и не попросив Его благодати всему сущему, мусульманину, хритианину (Дала ма эшадойла иман а, беркат а бусулбанна а, керстанна а и т.п.)».
Основным достижением жизни считаю друзей, которыми меня не обделила судьба, а в науке – Шкала, где попытался выявить основные, традиционные ценности чеченца, а косвенно, в какой-то мере, и кавказца. Если это мне удалось в какой-то мере, хотя бы приблизительно, то возношу благодарность Сущему за дарованную судьбу и милость .
Для себя лично уяснил я многое, а тех, кто не хочет видеть дальше собственного носа – убедить в противном, никогда не пытался и не пытаюсь. Я обыденный среднестатистический смертный провинциал. В тщетности невозможности убедить в очевидном, убедился на собственном жизненном опыте.

Еще в детстве к нам приехал погостить один из моих родственников – мой одногодок. Меня как больного баловали старшие по мере своих сил и возможностей. И не только родители. У меня была писчая бумага и цветные карандаши, которыми я марал бумагу…
Мой родственник хватал любой карандаш любого цвета и рисовал лес, к примеру, черным, а звезду – синим, что воспринималось мной как издевательство. Соответственно, мы постоянно находились в ссоре. Много лет спустя я узнал, что он дальтоник!…
Еще раз намеренно хочу подчеркнуть – человек бесконечно многомерен. У каждого, тоже хорошо известно, жизнь своя, индивидуальная, не похожая ни на чью другую. Это свидетельствует лишь о том, что эта жизнь приобретает некую систему благодаря этносу, религиозным системам и, вытекающим отсюда, государственным обустройствам. Последние два являются не родовыми, не стволовыми, не природными, но призваны нивелировать природное, врожденное – всякого рода надуманными Законами. Однако, при кризисных ситуациях, естественное, как магма из под мантии Земли, прорывается наружу. Вот на эту-то особенность наука мало обращала до сих пор внимание, уж не говорю о фундаментальном изучении ее.
Впервые дефиницию ценности я услышал из уст акад. Дм. С. Лихачева в начале 70-х годов:
— Свобода, Воля и Простор». Откровенно говоря, последняя, из перечисленных меня несколько удивило. В моем представлении – Простор – не земледельческая, а номадическая ценность – «куда долетит моя стрела – мое!», а специально интересоваться ценностями начал во 2-й половине 90 гг. Стремился я найти и выявить чеченский свод, а сегодня, убежден, вышел на Человека вообще, где чеченцы лишь малая толика Человечества: как естественного вида. Если это так, то жизнь прожита не зря и все несуразицы её – ничто…
В чеченских представлениях о ценностях и их своде, мы сталкиваемся с нечто иным, если не сказать, совсем иным, чем известные кодексы. Не замечается здесь и намека на привязанность к сословию, цеху. Это и не чисто этническое явление. Он выше отдельно взятой религиозной конфессии, расовой принадлежности и т.д. И, тем не менее, вся Шкала пронизана идеей человека с Большой Буквы, идеей идеального человека. У меня первоначально, да и потом — ни в мыслях, ни в самых золотых мечтах не было того, что получилось. Сегодня я понимаю, что достаточно иметь под рукой Ценностную шкалу того или народа и его этикет приветствия, и места занимаемого тем или иным лицом в пути/дороге, чтобы понять уровень его гражданского развития и уровень достоинства Личности в данном обществе…
Коротко, поясняю эту мысль. Всадник – приветствует пешего; со свободными руками – того, кто с ношей; спускающийся по склону вниз – поднимающегося. Настигнув в пути/дороге увечного, беднее одетого и т.п. не займет места с правой/почетной позиции – обязательно его уступит и т.д. и т.п.

Первоначально я ценности в Шкале связал с идеями и образами Пророков для экономии времени, как наиболее простой прием связки с современным читателем. Для меня это было лишь средством доступного объяснения своих мыслей и рассуждений. Чем больше расширялось поле моих интересов и глубже проникал в сердцевину изучаемой проблемы, тем больше убеждался, что без Слова Творца, без Его неукоснительных законов бытия, по мере сил и возможностей, очищенных от шелухи человеческих домыслов – Шкала получилась бы не полной и ущербной.
Я на личной практике убедился, что за Коран и другие Писания следует браться не мимоходом, от случая к случаю, а хотя бы наделю 2-3, забыв обо всех мирских заботах. Этого, правда, нелегко добиться: обыденная суета донимает. Через некоторое время начинаешь воспринимать текст не глазами, как это обычно бывает при работе над текстом, а как бы раскрываются, как у нас говорят, хотя бы глаза сердца — напомню, «деган, син б1аьргаш – досл.: глаза сердца и души» — открываешь на той странице, находишь строку и слова, которые тебе нужно здесь и сейчас! Для кого-то это может быть и обыденностью, но для меня, работа которого всегда была бессистемна и хаотична – это приносить огромную радость и весьма редкое в наше время удовлетворение…

Первоначально шкала приняла вид.
Схема 1.

shema1

Для меня до сих пор остается не осмысленным их общее количество. Почему эти ценности связываются не вообще с человеком, а мужчиной. Какими такими 12 нравственными качествами руководствовался Тамерлан? Почему у Канта, опять же, 12 философских категорий? Что общего между этими категориями, качествами и ценностями? Вопросы, вопросы, вопросы??
Занявшись по необходимости «присно знаменитым» чеченским «тайпом», я невольно столкнулся с народными религиозными верованиями, связанными с предками. В своей повседневной жизни мы рассматриваем предков в качестве корней, о чем свидетельствует и терминология – «гар – от «га — ветвь» и т.д., а потомство – с кроной, которое уподобляется плодам. Когда же встал вопрос о взаимовлиянии предков и потомков, то выяснилось, что дерево представляется перевернутой, и «отошедшие» — в мир иной предки – своим прахом «удобряют, подготавливают почву» для будущих поколений.
Не стоит при этом сбрасывать со счетов и такой естественный закон о первичности телесного, физического, а что может быть первичнее лица/лика, олицетворяющего человека в целом. И с этой позиции физиологические, телесные проявления первичны…
Аналогичность ситуаций тут и там не подлежало сомнению, а расположение триграмм зеркально, еще раз продемонстрировало верность выбранного пути. Волей-неволей пришлось вернуться к рекомендациям физиков, которые предлагали изначально воспользоваться принципом преломления луча.

Схема 2

shema2

Видимо, тут снова придется обратить внимание на то, что под 1-ми №№-ми подразумеваются ценности бросающиеся, лезущие в глаза или иными словами, те, что у нас идут под знаком кроны дерева. Под №№-ми 3 обозначающие, соответственно, корни, что считается у чеченцев наиболее значимыми и весомыми.
Правда, у чеченцев на передний план выводятся не физический облик, а его наполненность ДУХОВНОСТЬЮ \выд.мн\: Шен хьекъалах – хьекъал; Шен кхетамах – кхетам; коьртачу декъана, Шен серлонах – серло а елла! \ досл: выделил от своего ума – ум, разума – разум и, главное, от собственного света – свет\.
Свет, как известно, противостоит тьме. Если бы мы помнили всегда о происхождении света, о ее истоках, то помнили бы и об олицетворителе тьмы – Иблисе и его происках. Вообще свет в представлениях человечества играет необъяснимо большую роль. У меня сложилось впечатление из общения с простыми людьми, что Свет и есть Сущность Аллаха! А душа, дух – «Са» и есть Он во всем своем многообразии. Когда наука постигнет во все секреты света, то и наступит для человечества благодатная пора, так как не останется необъяснимых тайн!!

Хотелось бы обратить внимание и на такую тонкость представлений чеченцев. То или иное значимое явление духовной сферы оттеняется термином антонимом. Для АДАМАЛЛА таковым является акхаралла — дикость, подчеркнуто демонстрирующего отмежевание человечности от всего биологического, животного состояния в человеке! Подчеркиваю, именно в человеке, так как в своем отношении ко всему сущему человек обязывается относиться бережно. Это уже показывает, что в чеченском представлении «дикость» не социальная ступень в череде развития, а состояние человеческого нрава, характера, воспитания. Это подтверждается и другими материалами.
В этой связи стоит напомнить, что уже в Шумерском эпосе – дикость \ представитель — Энкиду\ рассматривается в качестве «золотого века», а представителем цивилизацию – Гильгамеш…
Гильгамеш – могущественный царь в расцвете сил. Он рыщет по Земле в поисках противника, чтобы продемонстрировать свою удаль. Он – не знает поражения. Однажды в лесу на охоте он подбирает человека, который становится его «тенью». «Дикарь» погибает и у царя «раскрываются глаза». Оказалось, что дикарь по всем человеческим параметрам превосходил самого Гильгамеше. Последнему – жизнь становиться невмоготу (Оказывается, что Гаутама) Будда – не 1-й, кто отказался от мирской жизни. Можно предположить, что на определенном этапе развития человечества – это стало, как бы сказали сегодня, модно.

Мой дядя Абдул-Хамид Абдурахманов, у которого отец скончался еще до его рождения, а мать вышла замуж по соседству, когда ему не было и 2-лет, рос в нашей семье. Бабушка и он были самыми мне близкими людьми.
В депортации мы попали в Молдавановку Ворошиловского р-на, Фрунзенской обл. Киргизии. Дядя был по природе «илланча» — сказитель. В каждую весну он впадал в какую-то «меланхолию». В эти дни к нему все домашние относились как-то по особенному. Он под вечер брал меня в охапку и мы отправлялись к западному склону глинистой террасы с. Мыкан и, смотря на заходящее Солнце, речитативом пел изложенную выше «Илли». В большинстве случаев из глаз его текли слезы и он после каждого куплета повторял:
— Х1айт! Дуьне я1, дуьне» \Сколько не пытался, нашел, что переводу оно не поддается. Можно лишь условно: — Эх! Мир бренный, Жизнь и что-то около того…
Уже будучи студентом ВУЗа я узнал и познакомился с «Плачем Гильгамеша» и она стала, как и перевод «Витязя в тигровой шкуре» Музаева Н. постоянными спутниками моей жизни и в трудные минуты поддерживали…
Кто бы мог подумать, что «Дон-Кихот» Сарвантеса сотая, 1000-я пародия- переложение этого древнего шумерского произведения. У нас фольклористы еще не связали с ней и волшебную сказку: «Мизийн-Гелаг», где хитрая лиса из жалости решила вывести в люди сборщика хвороста. Когда тот достиг мирского благополучия, тот велел своего благодетеля-лису выбросить на навозную кучу!
Вывод очевиден: Материальный достаток способно придать личности значимость лишь в собственных глазах и близкого окружения, не изменяя, а скорее, еще ниже опуская, внутреннюю сущность. Поиск материального достатка нельзя считать полноценной, насыщенной человеческой жизнью. Это – нечто между человеком и предшествовавшим ему животному и растительному мирами! Это истину постигли еще Древние…
Этот росток тоже восходит к корням Шумерской поэмы…

Гильгамеш осознает все это только после потери друга и соратника. Современная трактовка учеными мотива плача главного героя, представляется не совсем убедительной, т.к. в его «чеченском варианте» Гильгамеш оплакивает собственное высокомерие, чванство, слепоту, то что он хотел приобщить того к цивилизации, перевоспитать, а когда открылся внутренний взор, убедился, что сам оказался недостоин друга… Тот оказался по всем параметрам выше, лучше и благороднее!!!
Еще резче и четче оттеняется человеческая Особость, прерогатива и необходимость сохранения в себе светлого, человеского — антонимом КЪИНХЕТАМа из той же триграммы – къизалла(жестокость, зверство) кардинально противопоставляющей человека с его же падением. Тут подчеркнуто выделяется мысль, что человек, сорвавшийся, не знает меры и потому хуже, мерзостнее самого природного зверя. Здесь лишь одно лекарство – не опускаться, не срываться…, ибо прощения в ином случае — нет и не будет. Именно антонимы, подчеркнуто демонстрируют те проступки, которые находятся за чертой, из которого возврата нет и быть не может. Одна из особенностей чеченских ценностей в том, на мой взгляд, и состоит, что наряду с теми качествами, которые необходимы человеку, показывают и их конкретные антиподы.
После выдворения Адама с Евой из Эдема поколение сменялось поколением. Каин поступил с Авелем так, как он поступил. К первичному греху родителей присовокупилась и еще ярче проявилась, чем у Хавы, такие черты характера как зависть и соперничество. Тут – то Всевышний, по чеченским представлениям, и запретил Земле – рожать (Дала латтана дихкина б1аьстанна-гуьйранна иэхар – Адам хьайре хиларна кхеравелла = до совсем недавнего времени у чеченцев считалось, что земля лишена голоса из-за того, что Создатель убоялся, что человек сойдет с ума от рева земли, просящего весной и осенью – удовлетворения семенем).
Не вдаваясь в объяснения, отметим, что АДАМАЛЛА в чеченской ценностной шкале есть наиболее высокий ориентир, к которому индивид стремится всю жизнь.

Стоит любым ценностям исламистов, сионистов, коммунистов и фашистов, анархистов, монархистов, государственников и демократов и пр. пр., любые мотивы и благие побуждения индивида прийти в противоречие с ценностями высшего порядка, как все это в Судный день будет выставлены им в вину. Никакие «Конституции, юридические законы и уложения, индульгенции Папы Римского, постановления Соборов и синодов, фетвы… — там утрачивают свою силу, и придется нести прямую ответственность за содеянное. Ни богатство, ни должность, ни знаменитые адвокаты Там не придут на выручку клиенту и не спасут его…
Однако ж заболтался я! Нохчалла без сущностного восприятия – нечто аморфное и малопонятное. Саму сущность къонаха невозможно понять без шкалы… Нет в этом мире большого и малого, значимого и незначимого: всему определено свое место, роль и назначение, а этого понять, принять и достойно оценить современное цивильное человечество оказалось неспособной. Это трагедия, путь в пропасть…

И, наконец, пожелание читателю. Не торопитесь выдавать, что приходит на ум, в словесах, а тем более, зафиксировать на бумаге и выдавать как достижение! Нохчалла тем и отличается от всех прочих известных мне систем, квинтэссенция которого в выражении:
— Вочу ойлано – ц1и бех до, вочу ц1ийно – са бехдо = досл.: плохие мысли портят кровь, плохая кровь – портит душу»…
Выражение:
— Первым было Слово. Слово – Бог!», представляется не совсем корректным. 1-м, все же было – Намерение. Намерение порожденное – Мыслью!!» Все началось и начинается с мысли – оберегайте свою Душу от дурных мыслей…
Да буду т наши мысли направлены во благо ближнему — все остальное мусор..

P.S. Более развернутый вариант, с помощью компьютерщика спеца и классного химика можно было бы представить в виде молекулярного строения, где указывалось бы места менее значимых ценностей, которые ныне на устах большинства чеченцев. К примеру, «Яхь»! Он уступает – первенство – «Юхь», но сама порождает – «Хьаг1». Если бы он был стволовым/высшим в иерархии, то она было бы признан необходимым среди родных братьев и друзей. Ан, нет! Однако, среди «бажа» — он считается обязательным…. Почему? Большого ума не требуется, чтобы постичь смысла всего этого… Думайте!!

 

С пожеланиями всего, что приличествует достойному Человеку!
Специально для сайта Нохчалла.com. Ваш Сайд — Мохьмад Хасиев, этнолог.

Оставить комментарий